Стояночно-запасной тормоз трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 предназначается для того чтобы удержать трактор на месте при стоянке, а также возможно его использование для выполнения торможения трактора в случае выхода из строя его основных тормозов. Стояночно-запасной тормоз унифицирован с основными тормозами трактора. Он смонтирован на кожухе правого основного тормоза трактора.
Конструкция стояночно-запасного тормоза трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 включает в себя нажимные диски (10) [рис. 1], связанные с кожухом тормоза посредством выступов, и тормозные диски (12), соединённые при помощи шлицевого соединения через вал (2) с крестовиной дифференциала заднего моста.
Рис. 1. Стояночно-запасной тормоз трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Крестовина дифференциала;
2) – Вал;
3) – Ведущая шестерня;
4) – Уплотнительное кольцо;
5) – Контргайка;
6) – Сферическая гайка;
7) – Шпилька;
8) – Кожух правого тормоза;
9) – Кожух стояночно-запасного тормоза;
10) – Нажимные диски;
11) – Шарик;
12) – Тормозные диски.
При перемещении рычага управления стояночным тормозом на себя происходит поворот нажимных дисков (10) навстречу друг другу. При этом шарики (11), перекатываясь по наклонным профильным канавкам нажимных дисков, раздвигают их, заклинивая тормозные диски (12) между рабочих поверхностей кожухов (8), (9) и нажимных дисков (10).