Проверка прохождения тока от генератора к батарее производится ежедневно, сразу после запуска двигателя (когда батарея немного разряжена). При этом отклонение стрелки амперметра должно быть в сторону «+», свидетельствуя о величине зарядного тока 6-10 А.
Запрещена проверка работы генератора путём замыкания клеммы Я на массу, что влечёт за собой подгорание контактов реле-регулятора.
Добавление консистентной смазки №158 первый раз в подшипники генератора производится через 1500 мото-часов работы. Перед этим необходимо снять защитную крышку (12) [рис. 1] со стороны коллектора, а со стороны привода добавить смазку через винт-маслёнку. После этого добавление смазки в подшипники производится через каждые 240 мото-часов работы трактора ДТ-20.
Рис. 1. Генератор трактора ДТ-20.
1) – Корпус;
2) – Шпонка;
3) – Шкив;
4) – Гайка;
5) – Пружинная шайба;
6) – Шайба;
7) – Вал якоря;
8) – Передняя крышка;
9) – Стяжной болт;
10) – Задний подшипник;
11) – Винт;
12) – Защитная крышка;
13) – Гайка;
14) – Задняя крышка;
15) – Зажим;
16) – Защитная лента;
17) – Подкладка;
18) – Контактный винт;
19) – Щёткодержатель;
20) – Щётка.
После первых 1500 мото-часов работы, через каждые 960 мото-часов необходимо снять генератор с трактора, разобрать его, промыть чистым бензином подшипники и заполнить свежей смазкой №158 2/3 объёма их полости.
Через каждые 240 мото-часов работы требуется снять защитную ленту генератора и проверить состояние коллектора и щёток. Щётки должны свободно перемещаться в щёткодержателях и хорошо прилегать к поверхности коллектора.
Во избежание разрушения щёток и деформации нажимного рычага щёткодержателя замена щёток производится при помощи крючка [рис. 2].
Рис. 2. Крючок.
Замене подлежат щётки, имеющие поломки либо износ по высоте до 14-15 мм. Новые щётки должны быть притёрты к поверхности коллектора при помощи стеклянной шкурки. Для этого необходимо нарезать полоски мелкой стеклянной шкурки (ширина полосок должна равняться длине коллектора). Далее следует приподнять щётку и ввести полоску шкурки между щёткой и коллектором, охватывая коллектор гладкой стороной шкурки. Протянуть полоску в каждую сторону. Прилегание полоски к поверхности коллектора должно составлять 180 градусов. При движении шкурки по направлению вращения генератора щётку следует приподнять. По завершении притирки надлежит продуть сухим сжатым воздухом внутреннюю поверхность генератора.
Загрязнённый и немного подгоревший коллектор необходимо протереть смоченной в бензине чистой тряпкой. При незначительном износе и небольшом подгорании коллектор следует шлифовать мелкой стеклянной шкуркой, не снимая генератор с двигателя. С этой целью нужно продеть полоску шкурки через окно вокруг коллектора, а якорь генератора вращать от руки за шкив. По окончании шлифовки следует продуть коллектор сжатым воздухом и установить на место щётки и защитную ленту. Запрещено применение наждачной бумаги либо полотна.
При нормальной работе генератора вся поверхность коллектора покрывается плёнкой блестящего светло-коричневого либо синеватого цвета (не смешивать с подгаром коллектора). Подгар коллектора имеет матово-чёрный цвет у сбегающего края пластин коллектора. Плёнку зачищать не следует, потому что она уменьшает трение щётки о коллектор, продлевая тем самым срок её службы.
При наличии царапин и задиров на коллекторе, а также при значительном износе генератор необходимо снять с трактора ДТ-20, разобрать и проточить коллектор (на токарном станке). После проточки нужно углубить при помощи ножовки изоляционный материал между пластинами (на 0,6-0,8 мм) и отшлифовать поверхность коллектора стеклянной шкуркой.