Общее устройство трактора ДТ-20


* * *

Трактор ДТ-20 – колёсная универсальная садово-огородная машина (класс 0,6 т) безрамной конструкции, задние колёса – ведущие, передние колёса – управляемые.

Реверс всех основных передач даёт возможность использования при работе и переднего, и заднего хода. Колея трактора – регулируемая.

Двигатель Д-20 потребляет дизельное топливо, развивая мощность 18 л/с при 1600 об/мин. На втором режиме, использующемся кратковременно при транспортных работах, двигатель достигает мощности 20 л/с при 1800 об/мин.

Трактор ДТ-20 [рис. 1] предназначен для использования:

- при междурядной обработке в огородах, садах, ягодниках, на мелких полевых участках;

- при внесении удобрений, борьбе с вредителями и сорняками;

- при посеве, посадке, уборке овощей;

- на пахотных работах (лёгкие почвы), сеноуборке;

- для привода стационарных машин;

- на лёгких землеройных, погрузочных работах;

- для нужд коммунального хозяйства;

- на строительных, различных транспортных работах.

Трактор ДТ-20. Общий вид

Рис. 1. Трактор ДТ-20. Общий вид.

Трактор ДТ-20 сконструирован на базе трактора ДТ-14 (Харьковский тракторный завод) путём его модернизации. Улучшение процесса смесеобразования и увеличение хода поршня (со 125 до 140 мм) позволили повысить мощность двигателя, а значит увеличить рабочую скорость трактора и повысить производительность.

Двигатель трактора ДТ-20. На тракторе ДТ-20 устанавливается одноцилиндровый четырёхтактный двигатель (2) [рис. 2] водяного охлаждения с воспламенением от сжатия и непосредственным впрыском топлива в камеру сгорания. Камера сгорания расположена в днище топлива.

Размещение основных узлов и агрегатов на тракторе ДТ-20

Рис. 2. Размещение основных узлов и агрегатов на тракторе ДТ-20.

1) – Передний мост;

2) – Двигатель;

3) – Соединительный корпус;

4) – Капот;

5) – Топливный бак;

6) – Рулевое колесо;

7) – Стойка тента;

8) – Сиденье тракториста;

9) – Гидромеханизм;

10) – Механизм навески;

11) – Силовой цилиндр;

12) – Главная передача.

Запуск двигателя производится на дизельном топливе при помощи электрического стартера. Уравновешивание двигателя и устранение его вибрации осуществляется механизмом, который представляет собой два валика, расположенных параллельно коленчатому валу, на концах которых размещены четыре противовеса – по два на каждом валике. Расположение цилиндра – вертикальное.

Двигатель оснащён односекционным топливным насосом, снабжённым всережимным центробежным регулятором. Форсунка с одним отверстием, закрытая, со штифтом. Очистка дизельного топлива производится в грубом фильтре-отстойнике. Далее производится тонкая очистка топлива в фильтре со стандартным фильтрующим элементом.

Поддон воздухоочистителя заполняется дизельным маслом до уровня кольцевого пояска. Работа двигателя без масла в поддоне запрещена.

В двигателе применён трёхступенчатый воздухоочиститель с сухой и масляной очисткой воздуха.

Система смазки двигателя трактора ДТ-20 комбинированная – под давлением и разбрызгиванием. Давление в масляной магистрали создаётся шестерёнчатым насосом, который приводится от коленчатого вала двигателя. Очистка масла осуществляется в реактивной масляной центрифуге. Двигатель снабжён закрытой системой охлаждения с принудительной циркуляцией воды. Циркуляция воды создаётся центральным водяным насосом, размещённым на одной оси с двухлопастным вентилятором. Охлаждение воды проводится в пластинчато-трубчатом радиаторе. Автоматическая поддержка теплового режима обеспечивается с помощью термостата и шторки, управляемой с рабочего места тракториста. При пуске двигателя используется электрофакельный подогрев. Он осуществляется посредством подогревательного устройства, которое состоит из спирали, распылителя топлива, ручного подкачивающего насоса. Двигатель оснащён глушителем-искрогасителем.

Силовая передача трактора ДТ-20. Сухая однодисковая непостоянно замкнутая фрикционная муфта сцепления, управляемая одним рычагом, установлена между двигателем и трансмиссией. Соединение вала муфты сцепления с главной передачей (12) жёсткое, разъёмное.

Коробка передач с поперечными валами имеет четыре реверсируемых передачи (диапазон скоростей 5,03-15,7 км/ч). Переключение передач производится с помощью рычага с кулисой. При 1800 об/мин коленчатого вала трактор развивает транспортную скорость 17,65 км/ч. Помимо этого, замедленная нереверсируемая передача прямого хода позволяет трактору развить скорость 0,87 км/ч при 900 об/мин коленчатого вала. Данная передача используется для работы с тяговым усилием, не превышающим 700 кг.

В одном корпусе с коробкой передач смонтирован механизм поворота. Он представляет собой межколёсный конический дифференциал с двумя сателлитами. Слева и справа к корпусу коробки передач закреплены рукава, в которых размещены тормоза, а к рукавам присоединяются конические передачи (одноступенчатые редукторы в чугунных картерах).

Возможно закрепление конечных передач к рукаву тормоза в различных положениях путём изменения продольной базы и дорожного просвета трактора.

Хвостовик вала отбора мощности с зависимым приводом размещён в задней части трактора; справа по ходу расположен хвостовик вала коробки передач для приводного шкива.

Конструкция ходовой части трактора ДТ-20 включает в себя передний мост с управляемыми колёсами и задние ведущие колёса. На передние управляемые колёса устанавливаются пневматические шины (размер 5,50-16), задние колёса комплектуются шинами 8-32/9-32\10/28.

Конструкция ходовой части позволяет изменить колею трактора в пределах 1100-1500 мм с интервалом через 50 мм. При соответствующем изменении продольной базы возможно изменение дорожного просвета от 308 до 515 мм.

Передний моста (трубчатая ось) смонтирован в кронштейне двигателя на оси и может качаться в вертикальной поперечной плоскости.

В качестве рулевого механизма применён червяк и двойной ролик. Положение рулевой колонки – вертикальное.

Тормоза ленточные, по одному на каждое заднее колесо. Тормоза управляются педалями, которые переставляются для прямого и обратного хода трактора. При прямолинейном движении возможно управление обоими тормозами при помощи одной дополнительной педали.

Электрооборудование трактора ДТ-20. Система проводки – однопроводная. Отрицательные зажимы источников и потребителей тока соединены с корпусом («массой»). Свеча накала электрофакельного подогревателя – цилиндрическая, во впускном патрубке двигателя, рассчитана на 24-30 А. Кнопка включения спирали накала находится на рукоятке стартера, розетка для переносной лампы предусмотрена на кронштейне щитка приборов, кнопка сигнала расположена на рулевой колонке. Контрольные приборы трактора ДТ-20: амперметр, дистанционный термометр воды, счётчик мото/часов, манометр давления масла.

Гидравлическая навесная система. На тракторе ДТ-20 реализована унифицированная раздельно-агрегатная гидравлическая навесная система.

Шестерёнчатый нерегулируемый насос приводит в действие зубчатая муфта от правого валика механизма уравновешивания двигателя. Включение/выключение насоса производится с помощью рукоятки, размещённой на корпусе привода. Валик насоса вращается против часовой стрелки, если смотреть с торца валика.

Тип распределителя гидравлического насоса – золотниковый.

В положения «Нейтральное», «Подъём», «Плавающее», «Опускание» можно установить золотник распределителя рычагом. Управление распределителем осуществляется с рабочего места тракториста.

Рабочая жидкость в насосе – дизельное масло: ДС-8 (зима), ДС-11 (лето). Фильтр, состоящий из десяти сетчатых элементов, очищает рабочую жидкость.

Силовой цилиндр – двойного действия с гидравлическим ограничителем хода поршня.

Механизм навески расположен сзади трактора, для наладки его применяется трёхточечная схема.

Трактор ДТ-20 комплектуется прицепным устройством, действующим от гидросистемы.

Дополнительное оборудование. По требованию заказчика трактор комплектуется приводным шкивом для работы со стационарными машинами, а также деталями для навешивания на трактор сенокосилки типа КСХ-2,1Б.

Трактор ДТ-20 оборудуется ВОМ (валом отбора мощности), а также съёмным тентом. Направление вращения ВОМ – по часовой стрелке (если смотреть на трактор, движущийся прямо, сзади).

Вспомогательное оборудование трактора ДТ-20: капот, крылья, сиденье для тракториста, инструментальный ящик. Сиденье регулируется в продольном направлении и устанавливается в позиции для прямого и реверсивного хода трактора.

Модели и модификации трактора ДТ-20. Трактор ДТ-20 реализован в шести модификациях в зависимости от размера устанавливаемых шин задних колёс, схемы электрооборудования, размеров присоединительных элементов гидравлической системы, а также хвостовика ВОМ.

Трактор ДТ-20-С1 предназначается проведения  пропашных работ в междурядьях. Размер шин задних колёс 8-32.

Трактор ДТ-20-С2 предназначается для сельскохозяйственных и транспортных работ общего назначения. Размер шин задних колёс повышенной грузоподъёмности 10-28.

Трактор ДТ-20-С3. Размер шин задних колёс 10-28 и, соответственно, широкие крылья. Помимо обычного электрооборудования, модель оснащена стоп-сигналом, задним фонарём, кронштейном для крепления номерного знака, розеткой для подключения сигнализации прицепа.

Трактор ДТ-20-С4 комплектуется аналогично трактору ДТ-20С3, но расположение сигнального устройства электрооборудования выполнено в соответствии с нормами, принятыми для стран с левосторонним движением.

Трактор ДТ-20-С5 отличается от модели ДТ-20-С3 изменённым расположением фар и задних фонарей в соответствии с правилами уличного движения стран-импортёров. Также на тракторе ДТ-20-С5 устанавливаются трёхсветные фары и четырёхлопастной вентилятор системы охлаждения двигателя.

Трактор ДТ-20-С6 комплектуется дополнительным оборудованием: сблокированным приводом к тормозу прицепа и изменённой схемой электрооборудования, включающей в себя стоп-сигнал, фонарь освещения номерного знака, указатель поворота, габаритные фонари, семиполюсную розетку для подключения электрооборудования на прицепе. На задние колёса данного трактора возможна установка шин 9-32.

В модели ДТ-20-С6 фары установлены впереди трактора на кронштейне. Реле-регулятор размещается на двигателе. Предназначение этого оборудования – максимально удобное агрегатирование трактора с прицепом и движение с ним по автомобильным магистралям.

Все указанные модели трактора, в соответствии с характером выполняемой работы, могут быть переоборудованы в любую из следующих модификаций.

А) – Низкая садовая модификация трактора используется в садах и на лесных участках. В заданных условиях конечная передача устанавливается горизонтально (ведущие колёса следует повернуть вперёд по ходу трактора, оси передних колёс нужно перевести в верхнее положение). Данная модификация имеет продольную базу трактора 1423 мм. Дорожный просвет 308 мм. При необходимости конечная передача может быть установлена в горизонтальное положение ведущим колесом назад по ходу трактора. В указанном случае продольная база составляет 1837 мм.

Б) – Высокая огородная модификация трактора используется для междурядной обработки огородных культур. Конечная передача на данной модели трактора монтируется вертикально, ведущим колесом вниз. Ось передних колёс устанавливается в нижнее положение. Данная модификация имеет продольную базу трактора 1630 мм. Дорожный просвет 515 мм.

В) – Полуогородная либо пониженная огородная модификация трактора. Конечная передача монтируется под углом 45 градусов  ведущими колёсами назад по ходу трактора. Передние колёса устанавливаются в промежуточное положение. Данная модификация имеет продольную базу трактора 1775 мм. Дорожный просвет 455 мм.

Если при работе необходим хороший обзор обрабатываемого участка, а также рабочих органов навесных машин, возможно переоборудование трактора для работы на реверсе (задним ходом). С этой целью производится перестановка рулевого колеса и сиденья тракториста на противоположную сторону рулевой колонки для соответствия направления вращения штурвала направлению поворота трактора при работе задним ходом. Чтобы работать на реверсе необходимо шины ведущих колёс установить в положение, при котором стрелки, имеющиеся на них, будут соответствовать направлению движения трактора.

Изменение колеи передних колёс производится путём раздвигания корпуса поворотных кулаков колёс на заданную величину. В соответствии с ней следует раздвинуть поперечную рулевую тягу. Регулировка колеи задних колёс осуществляется посредством перестановки дисков и ободьев колёс в различные положения.

Кроме вышеперечисленных, на базе трактора ДТ-20 созданы другие виды специальных машин данного класса. Их отличие от базовой модели состоит в изменённой конструкции ходовой части (тракторы ДТ-20В, ДТ-20К, ДТ-20У).

Гусеничный узкогабаритный трактор ДТ-20В

Рис. 3. Гусеничный узкогабаритный трактор ДТ-20В.

Гусеничный узкогабаритный трактор ДТ-20В предназначается для работы в виноградниках с шириной междурядий 1,5 м. В этой связи его габаритная ширина по краям гусениц составляет 960 мм. Двигатель и муфта сцепления аналогичны базовой модели. Вместо дифференциала в коробке передач имеется механизм поворота, который состоит из фрикционных муфт с электромагнитным включением. Кнопочное управление муфтами существенно облегчает управлением трактора. Ведущие звёздочки гусениц установлены на тракторе ДТ-20В вместо задних колёс. Ходовая часть полужёсткая с поперечной полуэллиптической рессорой.

Трактор ДТ-20К

Рис. 4. Трактор ДТ-20К.

Трактор ДТ-20К предназначается для междурядной обработки высокостебельных культур. Дорожный просвет его составляет 1500 мм, колея 2100 мм. Трактор поднят над уровнем почвы на стойках передних и задних колёс. Вращение последних осуществляется посредством цепных передач, заключённых в стойках задних колёс.

Узкогабаритный колёсный трактор ДТ-20У предназначается для обслуживания животноводческих ферм, а также для работы в узких междурядьях. Ширина трактора составляет 960 мм, дорожный просвет равен 220 мм.

Колея задних колёс у данной модели заужена – для этого уменьшена длина тормозных рукавов и полуосей конечных передач и смещены ободья задних колёс относительно дисков внутрь трактора. Из-за уменьшения колеи передних колёс укорочены балансир корпусов поворотных кулаков и поперечная рулевая тяга. Высота трактора понижена путём поворота корпусов конечных передач вперёд по ходу трактора под углом 30 градусов вверх от горизонтали и изменения конструкции осей передних колёс.

Дорожный просвет и продольная база трактора аналогичны основной модели. Конструкция трактора ДТ-20У не предусматривает работы на реверсе. Колея передних колёс регулируется в пределах 760-1200 мм. Колея задних колёс регулируется в пределах 800-1100 мм.

Трактор ДТ-14Б оснащается двигателем 14 л/с при 1600 об/мин коленчатого вала. Его отличие от базовой модели заключается в регулировке двигателя, топливной аппаратуры, пониженными скоростями движения, которые достигаются путём изменения передаточного числа конечной передачи. Скорость движения базовой модели трактора ДТ-20 составляет 5,03-15,7 км/ч, а скорость движения трактора ДТ-14Б – 4,09-12,73 км/ч.

11*

Яндекс.Метрика