| Признаки и причины неисправностей | Способы устранения неисправностей |
| Неисправности основного двигателя | |
| Основной двигатель не запускается (из выпускной трубы идёт густой белый дым либо дым выходит резкими клубами-хлопками) | |
| Двигатель не прогрет. | Прогреть двигатель пусковым двигателем, а при пуске в холодную погоду — предпусковым подогревателем ПЖБ-200 |
| Недостаточная подача топлива в двигатель. | В случае, если в систему попала и замёрзла вода, необходимо осторожно отогреть топливопроводы, фильтры, топливный бак и залить свежее топливо. При наличии подсоса воздуха в систему питания надо найти место подсоса, устранить негерметичность и прокачкой удалить воздух из системы питания. При засорении топливопроводов и топливных фильтров следует промыть их, и по возможности продуть топливопроводы сжатым воздухом. При засорении отверстия в крышке топливного бака прочистить отверстие. Если неисправен топливоподкачивающий насос (заедание клапанов либо поршня), следует разобрать насос и промыть клапаны и поршень. При неисправности топливного насоса (заедание плунжеров, рейки, неправильная регулировка и прочее) его необходимо снять с двигателя и отправить в мастерскую для ремонта и регулировки. |
| Нарушен установочный угол опережения впрыска топлива. | Установить требуемый угол опережения впрыска топлива. |
| Плохое распыливание топлива форсунками. | Снять форсунку, прочистить сопловые отверстия распылителя и промыть. При необходимости заменить распылитель. Собрать и отрегулировать форсунку (в мастерской). |
| Недостаточная компрессия в цилиндрах двигателя (определяется по лёгкости прокручивания коленчатого вала от руки). | При поломке клапанных пружин следует установить поршень в в.м.т., заменить пружины и отрегулировать зазоры в клапанах. При неплотном прилегании клапанов, закоксовывании, потере упругости либо большом износе поршневых колец следует притереть клапаны к гнёздам, очистить и промыть кольца и поршни в керосине, добившись подвижности колец; при потере упругости и износе поршневых колец их следует заменить. |
| Двигатель работает с перебоями и не развивает полной мощности | |
| Недостаточная подача воздуха (вследствие засорения воздухоочистителя) | Провести техническое обслуживание воздухоочистителя. |
| Неравномерная либо недостаточная подача топлива в двигатель. | В случае, если в систему попала и замёрзла вода, необходимо осторожно отгреть топливопроводы, фильтры, топливный бак и залить свежее топливо. При наличии подсоса воздуха в систему питания надо найти место подсоса, устранить негерметичность и прокачкой удалить воздух из системы питания. При засорении топливопроводов и топливных фильтров следует промыть их, и по возможности продуть топливопроводы сжатым воздухом. При засорении отверстия в крышке топливного бака прочистить отверстие. Если неисправен топливоподкачивающий насос (заедание клапанов либо поршня), следует разобрать насос и промыть клапаны и поршень. При неисправности топливного насоса (заедание плунжеров, рейки, неправильная регулировка и прочее) его необходимо снять с двигателя и отправить в мастерскую для ремонта и регулировки. |
| Нарушен установочный угол опережения впрыска топлива | Установить правильный угол опережения впрыска топлива |
| Неправильно отрегулированы зазоры в клапанах | Проверить и при необходимости отрегулировать зазоры в клапанах |
| Двигатель дымит | |
| Чёрный дым | |
| Двигатель перегружен | Уменьшить нагрузку двигателя |
| Нарушен установочный угол опережения впрыска топлива. | Правильно установить угол опережения впрыска топлива |
| Недостаточная подача воздуха | Провести техническое обслуживание воздухоочистителя |
| Плохое распыливание топлива форсунками | Снять форсунку, прочистить сопловые отверсия распылителя и промыть. При необходимости заменить распылитель. Собрать и отрегулировать форсунку (в мастерской). |
| Разрегулированный топливный насос | Снять топливный насос с двигателя и отправить в мастерскую для регулировки |
| Сизый (голубой) дым | |
| Излишек масла в картере двигателя | Слить лишнее масло из картера |
| Износ либо закоксовывание поршневых колец | Заменить изношенные кольца, закоксованные кольца и поршни промыть в керосине, добиться подвижности колец в канавках |
| Белый дым | |
| Недостаточная компрессия в цилиндрах | При поломке клапанных пружин следует установить поршень в в.м.т., заменить пружины и отрегулировать зазоры в клапанах. При неплотном прилегании клапанов. закоксовывании, потере упругости либо большом износе поршневых колец следует притереть клапаны к гнёздам, очистить и промыть кольца и поршни в керосине, добившись подвижности колец; при потере упругости и износе поршневых колец их следует заменить. |
| Подсос воздуха в системе питания | Найти место подсоса и устранить негерметичность. Удалить воздух из системы питания прокачкой топлива |
| Засорены топливопроводы, топливные фильтры | Промыть топливопроводы (по возможности продуть их сжатым воздухом) и фильтры. При необходимости заменить фильтрующие элементы |
| Неисправен топливный насос | Снять топливный насос с двигателя и отправить в мастерскую для регулировки |
| Стуки в основном двигателе | |
| Резкий стук в верхней части блока цилиндров. Неправильно установлен угол начала подачи топлива | Необходимо установить требуемый угол начала подачи топлива |
| Лёгкий металлический стук, хорошо прослушиваемый при работе на малой частоте вращения коленчатого вала. Эти стуки указывают на слишком большие зазоры в клапанах | Дефект устраняется установкой нормальных зазоров между стержнем клапана и коромыслом |
| Звонкий металлический стук, хорошо прослушиваемый в верхней части блока цилиндров при изменении частоты вращения коленчатого вала. Эти стуки указывают на увеличенные зазоры между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна | Необходимо разобрать поршневую группу и заменить изношенные детали |
| Дребезжащий стук, хорошо прослушиваемый по всей высоте цилиндра, указывает на износ поршней и гильз | Следует заменить изношенные детали |
| Резкий шум высокого тона в картере распределительных шестерён появляется вследствие большого зазора между зубьями шестерен либо забоин на них | Необходимо зачистить забоины либо заменить изношенные шестерни |
| Сильный металлический стук в нижней части блока цилиндров при изменении частоты вращения коленчатого вала указывает на износ шатунных и коренных вкладышей | Надо немедленно остановить двигатель и заменить изношенные детали |
| Резкий дребезжащий стук в нижней части двигателя А-41 свидетельствует о поломке зубьев механизма уравновешивания | Следует снять механизм уравновешивания и устранить неисправность |
| Шум высокого тона в нижней части двигателя А-41, хорошо прослушиваемый через заливную горловину, указывает на износ зубьев механизма уравновешивания | Дефект устраняется снятием механизма уравновешивания и заменой изношенных деталей |
| Основной двигатель перегревается | |
| Сетка облицовки и сердцевины водяного и масляного радиаторов забиты грязью и пылью | Очистить сетку облицовки и сердцевины водяного и масляного радиаторов от пыли и грязи, промыть их сильной струёй воды |
| Слабо натянут либо оборван ремень привода вентилятора | Отрегулировать натяжение ремня либо заменить ремень новым |
| В водяном радиаторе и водяной рубашке двигателя имеется много накипи и грязи | Промыть систему охлаждения |
| Не работает радиаторная секция масляного насоса либо выключен масляный радиатор | Найти неисправность в насосе и устранить её, включить в работу масляный радиатор |
| Двигатель продолжительное время работает с перегрузкой | Уменьшить нагрузку до нормальной |
| Недостаточно воды в системе охлаждения | Долить воду в радиатор до нормального уровня, проверить, закрыт ли сливной кран |
| Двигатель развивает недопустимо высокую частоту вращения коленчатого вала (двигатель идёт «в разнос») | |
| Неисправен топливный насос (вследствие заедания рейки топливного насоса в положении максимальной подачи топлива) | Немедленно остановить двигатель. Снять топливный насос с двигателя и отправить с мастерскую для ремонта |
| Поддон воздухоочистителя двигателя А-41 переполнен маслом | Слить лишнее масло с поддона |
| Неисправность системы смазки | |
| Низкое давление масла в системе | |
| Прежде чем искать причину неисправностей, следует проверить уровень масла в картере двигателя и при необходимости долить его до нормального уровня, проверить исправность маслопроводов (наличие утечки), проверить состояние маслофильтров | |
| Засорена сетка маслозаборника масляного насоса, завис редукционный клапан либо ослабла пружина сливного клапана | Слить масло, снять поддон, осмотреть сетку маслозаборника и привод. Промыть сетку маслозаборника, устранить обнаруженные неисправности |
| Повышенный износ вкладышей коленчатого вала | Заменить изношенные вкладыши |
| Повышенный износ деталей масляного насоса | Проверить на стенде производительность масляного насоса и при необходимости заменить изношенные детали |
| Неисправен датчик либо указатель давления масла | Проверить датчик и указатель, в случае неисправности заменить их |
| Повышенный расход масла | |
| Поршневые кольца залегли в канавках либо сильно изношены | Промыть детали поршневой группы в керосине, добиться подвижности колец в канавках поршня, заменить изношенные детали |
| Большой зазор между стержнями впускных клапанов и направляющими втулками | Заменить клапаны или втулки либо втулки и клапаны одновременно |
| Овальность либо конусность цилиндров выше допустимых пределов | Заменить гильзы |
| Повышенный зазор между поршнем и цилиндром | Заменить поршни и гильзы |
| Двигатель внезапно останавливается | |
| В систему питания попал воздух | Удалить воздух из системы питания и заполнить её топливом |
| Засорились топливопроводы либо топливные фильтры | Проверить и прочистить топливопроводы, промыть фильтр грубой очистки топлива, заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива |
| В топливо попала вода | Слить всё топливо и заполнить топливный бак чистым отстоянным топливом |
| Не работает подкачивающая помпа топливного насоса | Снять помпу, разобрать её и устранить неисправность |