С целью обеспечения поддержания тракторов в исправном и работоспособном состоянии, для увеличения долговечности, экономичности, безотказности работы требуется проводить систематическое техническое обслуживание планово-предупредительного характера.
Для тракторов установлена трёхномерная система технических обслуживаний (помимо ежесменного), предусматривающая 3 периодических (номерных) техобслуживания:
— ТО-1;
— ТО-2;
— ТО-3.
При переходе к весенне-летнему и осенне-зимнему периоду эксплуатации предусмотрены сезонные технические обслуживания. Помимо них предусматриваются обслуживания в особых условиях эксплуатации, резко отличающихся от обычных типовых условий (например, в горных районах, в пустынях и других).
Периодичность номерных технических условий:
техническое обслуживание № 1 (ТО-1) – через каждые 60 часов работы;
техническое обслуживание № 2 (ТО-2) – через каждые 240 часов работы;
техническое обслуживание № 3 (ТО-3) – через каждые 960 часов работы.
При проведении номерных технических обслуживаний выполняются не только регламентированные операции, но и устраняют все обнаруженные неисправности.
Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) проводится в перерыве между сменами (через каждые 10 часов работы). Оно предусматривает выполнение следующих операций:
1) — проверить, нет ли подтеканий масла, топлива, воды либо электролита через соединения деталей;
2) – долить профильтрованное либо отстоянное топливо в баки дизелей и пускового двигателя;
3) – измерить уровень масла в картере двигателя и при необходимости долить масло. Уровень следует измерять не раньше, чем через 20 минут после остановки дизеля;
4) – проверить уровень воды в радиаторе;
5) – слить конденсат из ресивера пневматической системы;
6) – проверить степень засорённости воздухоочистителя дизеля по индикатору на щитке приборов, работу контрольных приборов, звукового сигнала и освещения;
7) – при эксплуатации трактора в условиях повышенной запылённости осмотреть и, если необходимо, очистить защитную сетку радиатора.
Во время рабочей смены следует прислушиваться к работе дизеля, следить за показаниями контрольных приборов, обращать внимание на цвет выхлопных газов. Помимо этого, нужно периодически проверять состояние шин, степень нагрева корпусных узлов дизеля, трансмиссии, гидравлической и ходовой систем.
Техническое обслуживание №1 (ТО-1) проводится через каждые 60 часов работы.
Сначала выполняются все операции ЕТО. Затем следует:
вымыть трактор;
проверить уровень масла в корпусе топливного насоса;
проверить натяжение ремня вентилятора дизеля;
проверить состояние шин и давление воздуха в них;
проверить работу рулевого управления и тормозов;
смазать подшипники водяного насоса системы охлаждения и отводки сцепления;
слить отстой из топливного фильтра грубой очистки.
Через 120 часов работы (через одно ТО-1) следует проверить уровень и состояние масла в поддоне воздухоочистителя дизеля, очистить ротор центробежного масляного фильтра дизеля, смазать подшипники шарниров карданных валов переднего ведущего моста.
Техническое обслуживание №2 (ТО-2) проводится через каждые 240 часов работы.
Сначала выполняются все операции ТО-1. Затем следует:
1) — заменить масло в картере дизеля, поддоне воздухоочистителя и корпусе топливного насоса (при использовании масел М8Г2 и М10Г2 по ГОСТ 8581-78 с содержанием серы не более 0,5 % масло в картере дизеля заменяют через 480 часов работы);
2) – слить отстой из фильтра тонкой очистки топлива и топливных баков;
3) – промыть фильтрующие элементы воздухоочистителя пускового дизеля, регулятора давления пневматической системы;
4) – проверить уровень масла в корпусах трансмиссии (сцепления, коробки передач, переднего ведущего моста, заднего моста, верхних и нижних пар колёсных редукторов, промежуточной опоры карданной передачи), в баке раздельно-агрегатной гидравлической системы, редукторе пускового двигателя, корпусе гидроусилителя рулевого управления (ГУР); смазать втулки поворотных цапф переднего моста, ступицу педали сцепления;
5) – проверить свободный ход педали сцепления и тормозов, падение давления воздуха в пневмосистеме при свободном положении педали тормозов, свободный ход рулевого колеса, герметичность воздухоочистителя и впускного трубопровода двигателя, состояние клемм и вентиляционных отверстий аккумуляторных батарей, плотность и уровень электролита;
6) – провести обслуживание блока отопления и охлаждения воздуха в кабине;
7) – проверить крепление ступиц задних колёс, лонжеронов к переднему брусу и корпусу сцепления, корпуса коробки передач, кронштейна промежуточной опоры карданной передачи, двигателя.
Через 480 часов работы (через одно ТО-2) следует проверить зазор между клапанами и коромыслами дизеля, очистить центральную трубу воздухоочистителя и промыть его корпус с фильтрующими элементами.
Техническое обслуживание №3 (ТО-3) проводится через каждые 960 часов работы.
Сначала выполняются все операции ТО-2. Затем следует:
проверить топливный насос на безмоторном стенде на соответствие регулировочным параметрам, угол опережения подачи топлива на дизеле, форсунки дизеля на давление начала впрыска и распыл топлива, затяжку гаек крепления головки блока цилиндров дизеля с последующей регулировкой зазора между клапанами и коромыслами;
провести регулировку реле-регулятора, механизма включения сцепления редуктора пускового двигателя, зазора между контактами прерывателя магнето и электродами запальной свечи с подтяжкой всех винтов магнето;
промыть сливные фильтры раздельно-агрегатной системы и гидроусилителя рулевого управления, фильтры грубой и тонкой очистки топлива с заменой фильтрующих элементов тонкой очистки, фильтрующий элемент воздухоочистителя пускового двигателя и топливопроводящий штуцер карбюратора;
проверить и при необходимости регулировать гайку червяка гидроусилителя рулевого управления, сходимость передних колёс, осевой зазор подшипников ступиц передних колёс неведущего моста, пополняя при этом смазку;
смазать подшипники шарниров привода рулевого управления, шестерни правого раскоса и втулки вала механизма задней навески;
очистить сетку маслозаливной горловины и набивку сапуна дизеля, а также сапуна топливного насоса, слить утечки масла из кожуха гидроаккумулятора.
Через 1920 часов работы (через одно ТО-3) следует:
проверить состояние контактов реле, коллектора, щёток стартера пускового двигателя, регулировку реле-регулятора;
провести обслуживание пневмопереходника и компрессора пневмосистемы;
разобрать и смазать гибкий вал тахоспидометра.
Через 3000 часов работы (через два ТО-3) следует:
проверить состояние коллектора и щёток стартера, зацеплений червяк — сектор и сектор – рейка гидроусилителя рулевого управления;
промыть систему охлаждения дизеля;
заменить смазку в ступицах передних колёс.
Сезонное техническое обслуживание проводится при переходе от весенне-летнего к осенне-зимнему периоду эксплуатации и наоборот.
При переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации следует:
заменить масло и смазку летних сортов зимними сортами в дизеле, гидравлической системе, агрегатах и сборочных единицах трансмиссии и ходовой части;
выполнить операции очередного ТО;
промыть крышку и фильтр заливной горловины основного топливного бака;
промыть топливный бак;
промыть фильтр-отстойник и карбюратор пускового двигателя;
довести плотность электролита аккумуляторных батарей до зимней нормы и установить винт посезонной регулировки напряжений на реле-регуляторе в положение З (зима);
продуть паром либо промыть горячей водой ресивер пневмосистемы, проверить его герметичность;
заполнить дизельным топливом зимних сортов систему питания дизеля;
установить предпусковой подогреватель и утеплительный чехол на дизель;
заполнить систему охлаждения дизеля жидкостью, которая не замерзает при низких температурах (антифризом);
провести сезонное обслуживание блока отопления кабины.
В зимний период для прогрева дизеля при пуске следует заправить его горячей водой и маслом, подогретым до температуры 70-80 градусов Цельсия.
При спуске воды из системы охлаждения дизеля одновременно сливают её из котла подогревателя и из шлангов блока отопления кабины.
При переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации следует:
снять с агрегатов трактора предпусковой подогреватель, утеплительные чехлы и сдать их на хранение;
выполнить операции очередного ТО;
заменить масло и смазку зимних сортов летними сортами в дизеле, гидравлической системе, агрегатах трансмиссии и ходовой части;
довести плотность электролита аккумуляторных батарей до летней нормы и установить винт посезонной регулировки напряжения на реле-регуляторе в положение Л (лето);
заправить систему питания дизеля топливом летних сортов;
заправить систему охлаждения водой.