Технологические карты по ремонту и обслуживанию гидравлических систем тракторов

Причины общих неисправностей, способы их устранения.

Причины неисправностей в навесных системах тракторов.

Зазоры в подвижных соединениях деталей насоса, распределителя и силового цилиндра имеют микронные размеры (8-70 мк), вследствие чего попадание грязи, пыли, а также продуктов износа деталей в гидросистему приводит к быстрому или даже аварийному износу. Износ деталей усиливается работой гидромеханизма в условиях высокого давления (100 кгс/см2).

Во избежание возникновения неисправностей, вызываемых ускоренными, а также аварийными износами, следует соблюдать чистоту при разборке гидроагрегатов, чтобы не допустить попадания пыли и грязи в гидросистему.

В процессе эксплуатации заправку гидросистемы следует осуществлять через заливной фильтр только чистой отфильтрованной рабочей жидкостью из чистой закрытой посуды.

Во избежание загрязнения гидроагрегатов следует по возможности не производить разборку последних в запылённых помещениях/полевых условиях.

Зачастую неисправности гидромеханизмов могут возникнуть из-за частых разборок гидроагрегатов и, как следствие, нарушения взаиморасположения деталей при повторных сборках. Начинающаяся при этом новая приработка деталей влечёт за собой сокращение срока службы агрегатов. Также неисправности могут быть вызваны неправильной сборкой без использования требуемых приспособлений.

Неисправности навесных машин также возникают при:

а) неправильной регулировке механизма навески;

б) неправильном агрегатировании навесных и гидрофицированных прицепных машин;

в) неправильной регулировке гидроагрегатов;

г) попадании воздуха во всасывающую магистраль;

д) устаревании/растрескивании резиновых уплотнений;

е) ослаблении болтовых креплений/соединений;

ж) использовании нерекомендованных сортов рабочей жидкости;

з) несоблюдении правил технического обслуживания и эксплуатации гидравлических навесных систем.
Алгоритм выявления неисправностей гидромеханизма/навесной системы трактора. 

Во избежание выполнения ненужных операций сборки/разборки гидроагрегатов следует по возможности определить неисправность по внешним признакам.

Выявить причины, вызывающие неисправность, следует методом последовательного исключения сначала простых, затем более сложных причин.

Навесная машина/орудие не поднимается при установке золотника в позицию «подъём».


Причина:

а) не включён насос гидросистемы;

Способ устранения: остановить двигатель, включить насос гидромеханизма, затем завести двигатель.

Причина:

б) отсутствие/недостаточное количество масла в баке гидросистемы;

Способ устранения: долить масло до требуемого уровня.

Причина:

в) ослабление затяжки накидных гаек запорных устройств маслопроводов;

Способ устранения: затянуть до отказа накидные гайки запорных устройств.

В том случае, если на обоих маслопроводах запорные клапаны закрыты и золотник установлен в плавающее положение, то поднять/опустить продольные тяги навесного устройства вручную невозможно.

Причина:

г) перепускной клапан распределителя зависает в направляющей и не садится в своё седло;

Способ устранения:

Необходимо нанести несколько лёгких ударов через деревянную надставку по крышке перепускного клапана и по корпусу распределителя для посадки клапана в седло. Если данная операция безрезультатна, то следует снять крышку перепускного клапана, несколько раз прогнать хвостовик в направляющей до достижения свободного перемещения клапана, а затем вынуть клапан и, промыв его в дизельном топливе, смазать дизельным маслом. Затем установить на место и произвести проверку его свободного хода в корпусе распределителя и направляющей клапана, а также прилегание клапана к седлу. Далее нужно промыть крышку перепускного клапана в дизельном топливе и установить её на место. В процессе сборки нужно следить за равномерностью затяжки болтов направляющей во избежание перекоса клапана. Следует помнить, что крышка перепускного клапана старой конструкции устанавливается пазом в сторону золотников.

Причина:

д) наличие посторонних частиц на седле перепускного клапана;

Способ устранения:

Разобрать и промыть узел перепускного клапана.  Данная неисправность, как правило, возникает из-за загрязнения твёрдыми/абразивными частицами, другие частицы передавливаются клапаном и уносятся с маслом. При наличии в масле твёрдых/абразивных частиц, следует произвести промывку гидросистемы и заправить её чистым маслом.

Причина:

е) наличие на седле предохранительного клапана посторонних частиц;

Способ устранения:

Разобрать узел и промыть его в дизельном топливе. После сборки следует протарировать предохранительный клапан на давление 135 кгс/см2, затем запломбировать.

Причина:

ж) ослабление/поломка пружины предохранительного клапана;

Способ устранения:

Отрегулировать (в случае поломки – заменить) пружины предохранительного клапана.

Причина:

з) холодное масло в гидросистеме;

Способ устранения:

Включить насос гидросистемы, запустить двигатель, установить золотник в нейтральное положение и прогреть масло до температуры 30 град. Цельсия. При нормальных оборотах двигателя холодное мало плохо заполняет впадины насоса. Из-за этого насос не даёт нужной производительности. Помимо этого, холодное масло плохо продавливается через жиклёрное отверстие бута перепускного клапана, в результате чего последнее открывается, и насос не может создать давление в нагнетательной магистрали.

Причина:

и) заклинился в гнезде клапан гидромеханического регулятора (клапан ограничения хода поршня);

Способ устранения:

Отпустить гайку-барашек, отвести передвижной упор и осторожно приподнять пассатижами клапан за его хвостовик.

Причина:

к) зазор между передвижным упором и стержнем клапана ограничения хода поршня силового цилиндра менее 10 мм;

Способ устранения:

Отвести передвижной упор от торца хвостовика клапана на 20-30 мм. Уменьшение данного зазора происходит из-за нарушения герметичности резинового уплотнения клапана гидромеханического регулятора. В том случае, если зазор менее 10 мм, то гидромеханический клапан открываться не будет, вследствие этого не будет происходить и подъём поршня.

В случае повторения данной неисправности следует прекратить пользование гидромеханическим регулятором. При первой же возможности клапан гидромеханического регулятора следует заменить.

Причина:

л) наличие подсоса воздуха во всасывающем маслопроводе, вследствие чего насос не работает/подаёт недостаточное количество масла, в баке появляется пена;

Способ устранения:

Установить место подсоса и устранить его. Если потребуется – произвести замену сальника ведущей шестерни насоса.

Причина:

м) не работает насос гидросистемы.

Проверка работы насоса осуществляется в следующем порядке: снять крышку перепускного клапана распределителя, а затем слегка через пружину нажать на клапан. Золотник при этом должен находиться в нейтральном положении. При нормальной работе насоса масло будет выходить наружу, если выхода масла не наблюдается, то требуется замена насоса;

Способ устранения:

Заменить насос.

Причины прекращения работы насоса: износ/повреждение уплотнительных резиновых колец опорных втулок, разгрузочной пластинки и крышки насоса; износ зубьев шестерен по радиусу; износ опорных втулок по торцам.

Причина:

н) поломка пружины перепускного клапана, вследствие чего он не садится в своё седло при позиции золотника «подъём» либо «принудительное опускание»;

Способ устранения:

Заменить пружину перепускного клапана.

Навесная машина/орудие поднимается медленно и с рывками (дрожанием).

Причина:

а) недостаточное количество масла в баке;

Способ устранения:

Долить масло до нормального уровня.

Причина:

б) имеется подсос воздуха либо попадание воздуха в гидросистему при заправке маслом;

Способ устранения:

Для удаления воздуха из гидросистемы произвести несколько подъёмов/опусканий навесной машины. В том случае, если рывки не исчезли, тогда следует установить машину в верхнее, а затем в нижнее положение и путём ослабления глухих пробок в передней крышке цилиндра, осторожно выпустить воздух.

Операции, выполняемые для устранения подсоса воздуха: подтягивание накидных гаек, замена шлагов и трубопроводов, подтягивание фланцев во всасывающей магистрали.

Причина:

в) повышенная утечка масла в распределителе;

Способ устранения:

Заменить распределитель.

Причина:

г) температура масла выше 70 град. Цельсия;

Способ устранения:

Выключить насос гидросистемы и охладить масло.

В том случае, если температура масла выше 70 град.Цельсия, возникнут большие утечки масла во всех агрегатах гидросистемы, при этом подъём навесного орудия будет производится медленно, с дрожанием машины;

Причина:

д) наличие мелких посторонних частиц на седле предохранительного клапана;

Способ устранения:

Разборка и промывка узла предохранительного клапана. Затем, после проведения сборки узла, следует протарировать предохранительный клапан на давление 135 кгс/см2.

Причина:

е) вес навесной машины превышает установленные весовые параметры, при этом большая нагрузка влечёт за собой перетекание масла через предохранительный клапан;

Способ устранения:

Немедленно демонтировать такой навесной агрегат, так как возможно опрокидывание трактора в продольной плоскости.

 

После подъёма навесной машины в транспортное положение и при нейтральном положении золотника происходит самопроизвольное быстрое опускание.

Причины:

а) износ резинового уплотнительного кольца поршня силового цилиндра;

б) износ резинового уплотнения штока поршня либо штуцеров маслопроводов;

Способ устранения:

Заменить уплотнительное кольцо поршня, а также кожаные предохранительные кольца, дефектные резиновые кольца, подтянуть штуцеры и накидные гайки.

Причина:

в) ослабление соединения штока с поршнем;

Способ устранения:

Частичная разборка силового цилиндра и подтяжка гайки штока.

Причина:

г) недостаточное количество масла в баке, наличие пены в масле;

Способ устранения:

Долить масло в бак до нормального уровня.

Причина:

д) износ золотниковой пары (золотник-корпус);

Способ устранения:

Замена распределителя.

При опускании (золотник в положении «плавающее») навесная машина ударяется о землю, а подъём осуществляется медленно.


Причина:

Неправильная установка замедлительного клапана;

Способ устранения:

Установить замедлительный клапан в магистраль, по которой осуществляется слив масла из цилиндра при опускании навесной машины.

Выброс рабочей жидкости и пены через отверстие сапуна масляного бака гидросистемы.

Причина:

а) подсос воздуха во всасывающую магистраль;

Способ устранения:

Произвести проверку и подтяжку мест соединений маслопровода, который идёт от масляного бака к насосу (всасывающая магистраль). Далее заменить уплотнение крышки фильтра. Подтянуть хомуты дюритового шланга (в случае износа – заменить его). Заменить резиновое кольцо угловой муфты насоса со стороны всасывания.

Причина:

б) неисправен самоподжимной сальник ведущей оси насоса, через который происходит подсос воздуха;

Способ устранения:

Заменить насос.

Причина:

в) уровень масла в масляном баке гидросистемы превышает нормальный уровень;

Способ устранения:

Слить масло до нормального уровня.

Причина:

г) засорение набивки в крышке сапуна заливной горловины;

Способ устранения:

Промывание крышки чистым дизельным топливом и прочистка отверстия сапуна.

Причина:

д) сдавлена труба всасывающего маслопровода;

Способ устранения:

Замена повреждённого участка всасывающего трубопровода.

 

Рычаги распределителя не возвращаются в нейтральное положение после окончания подъёма либо принудительного опускания навесной машины.

Причина:

а) холодное масло;

Способ устранения:

Включить насос гидросистемы, установить золотники в нейтральное положение, запустить двигатель, прогреть масло до температуры 30-35 град. Цельсия при работе двигателя со средним числом оборотов коленчатого вала.

Причина:

б) температура масла выше 70 град. Цельсия;

Способ устранения:

Выключить насос и дать остыть маслу до температуры 30-35 град. Цельсия.

Причина:

в) ослабление пружины предохранительного клапана (срабатывание предохранительного клапана раньше бустерного устройства (автоматики));

Способ устранения:

Проверка регулировки предохранительного клапана непосредственно на тракторе по прибору/по нагрузке на оси подвеса навесного устройства. Показатели нагрузки на оси подвеса всех марок тракторов при проверке давления срабатывания бустерного устройства и предохранительного клапана приведены в таблице 10.

Табл. 10. Нагрузки на оси подвеса всех марок тракторов для проверки давления срабатывания бустерного устройства и предохранительного клапана.*

Марка трактора Вес груза на оси подвеса, при котором срабатывает бустерное устройство (кг) Вес груза на оси подвеса, при котором срабатывает предохранительный клапан (кг)
Т-74 2400 2600
МТЗ-5К, МТЗ-5Л, МТЗ-50 1000 1200
КД-35, КДП-35, Т-38 800-850 1000
ДТ-24М 800-850 1000
ДТ-14Б, ДТ-20  800  1000

* По данным нагрузкам следует проверять техническое состояние гидросистем тракторов.

При нарушении регулировки клапана необходима замена распределителя.

Причина:

г) повышенные утечки масла внутри насоса (из-за этого насос не развивает требуемого давления для срабатывания бустерного устройства золотника; износ/повреждение/деформация/старение резины резиновых уплотнительных колец поджимных втулок разгрузочной пластинки и крышки насоса, а также износ шестерен и торцов передних поджимных втулок;

Способ устранения:

Заменить насос.

Причина:

д) заедание золотника/ бустера золотника. При наличии данной неисправности соседние золотники будут функционировать нормально;

Способ устранения:

Устранить заедание золотника путём переставления золотника при помощи рукоятки несколько раз в различные положения. Заедание бустера устраняется исключительно путём разборки распределителя и промывки деталей автомата.

Причина:

е) бустер соседнего неработающего золотника, который находится в нейтральном положении, отрегулирован на меньшее давление, чем 110-120 кгс/см2 (с пружиной фиксации золотников) и 110-120 кгс/см2 (с шариковой фиксацией золотников). Возможно несрабатывание бустерного устройства рабочего золотника (при нормальной регулировке). Несмотря на то, что неработающие соседние золотники находятся в нейтральном положении, на их бустерные устройства воздействует давление, которое развивается в нагнетательной полости распределителя. Настройка бустерного устройства неработающего золотника ниже чем 110-120 кгс/см2, вследствие чего происходит их срабатывание раньше бустерного устройства работающего золотника. После срабатывания бустерного устройства неработающего золотника, масло начинает дросселировать через щели бустерного устройства и уходить на слив. По этой причине бустерное устройство работающего золотника с нормальной регулировкой сработать не может.

Признаком срабатывания бустерного устройства золотника, который находится в нейтральном положении, является сначала щелчок, а далее подёргивание рукоятки данного золотника.

Наличие двойного щелчка указывает на небольшую разницу в давлениях срабатывания золотников (работающего и неработающего). При втором щелчке срабатывает бустер действующего золотника.

Причина:

ж) поломка пружины золотника. При этом золотник не возвращается в нейтральное положение, хотя бустерное устройство и будет срабатывать нормально.

Способ устранения:

Заменить пружину.

Рукоятка управления распределителя не фиксируется в рабочих положениях.

Причина:

а) холодная рабочая жидкость;

Способ устранения:

Нагреть рабочую жидкость до температуры 30-35 град. Цельсия.

Причина:

б) износ/поломка фиксаторной пружины золотника;

Способ устранения:

Заменить распределитель.

Причина:

а) отвернулась гайка запорного устройства;

Способ устранения:

Довернуть гайку.

Причина:

б) забито отверстие замедлительного клапана;

Способ устранения:

Прочистка и промывка клапана.

Причина:

в) большой вес навесной машины (перегрузка);

Способ устранения:

Устранить перегрузку.

Преждевременный автоматический возврат рукоятки управления золотником из положения «подъём» и «принудительное опускание» в нейтральное положение.

Причина:

а) отвернулась накидная гайка запорного устройства, и шариковые клапаны перекрыли масляные каналы;

Способ устранения:

Гайки запорных устройств затянуть до отказа.

Причина:

б) ослабление/излом пружины бустерного устройства либо вывернулся регулировочный винт;

Способ устранения:

Заменить распределитель.

Причина:

в) неправильная установка замедлительного клапана;

Способ устранения:

Установить замедлительный клапан в магистраль, по которой осуществляется слив масла из цилиндра при опускании навесной машины.

Причина:

г) попадание посторонних частиц под шарик бустера из-за загрязнения рабочей жидкости;

Способ устранения:

Промыть распределитель и всю гидросистему, затем заменить рабочую жидкость свежей.

Рукоятка управления золотником не включается в рабочее («принудительное опускание») и в плавающее положение.


Причина:

ослабление посадки штифта в отверстии вкладыша и задевание его за обойму фиксатора. В позицию «подъём» золотник устанавливается свободно;

Способ устранения:

Заменить распределитель.

Быстрое убывание рабочей жидкости из масляного бака гидросистемы (при отсутствии течи в трубопроводах).

Причина:

выход из строя сальника ведущего вала насоса;

Способ устранения:

Заменить сальник вала.

При холостой работе насоса (все золотники распределителя находятся в нейтральном положении) наблюдается повышенный нагрев рабочей жидкости.

Причина:

а) недостаточное количество рабочей жидкости в баке;

Способ устранения:

Долить рабочую жидкость в бак до установленного уровня.

Причина:

б) загрязнён фильтр гидробака;

Способ устранения:

Промыть фильтр.

Поломка верхней/нижней крышки распределителя.

Причина:

засорение фильтра и чрезмерная затяжка пружины перепускного клапана фильтра гидросистемы;

Способ устранения:

Промывать фильтр с осторожностью, дабы не нарушить регулировку перепускного клапана. 

Преждевременный выход из строя резиновых уплотнительных колец.

Причина:

грязь и стружка в канавках под уплотнительные кольца, некачественная очистка канавок под кольца, наличие больших фасок на углах канавок под кольца;

Способ устранения:

При сборке агрегатов гидросистем тщательно проверять/промывать/продувать канавки под уплотнительные кольца.Подтекание рабочей жидкости через соединения.

Причина:

а) износ/повреждение уплотнительных колец;

Способ устранения:

Выбить ось рычагов, вынуть их и заменить кольца на новые.

Причина:

б) изношенная прокладка верхней крышки;

Способ устранения:

Снять рычаги управления, затем верхнюю крышку распределителя и заменить прокладку.

Причина:

в) износ резинового уплотнительного кольца;

Способ устранения:

Заменить уплотнительное кольцо.

Причина:

г) подтекание рабочей жидкости из-под крышки насоса и угловых муфт, из-под штуцеров и пробок распределителя из-за повреждения/износа резиновых уплотнений;

Способ устранения:

Замена резиновых уплотнений.

Причина:

д) подтекание рабочей жидкости из-под крышек распределителя, из-под поворотных угольников распределителя вследствие износа/повреждений уплотняющих прокладок;

Способ устранения:

Заменить уплотняющие прокладки.

Причина:

е) подтекание рабочей жидкости из-под штока и крышек, по хвостовику гидромеханического клапана и по трубке маслопровода силового цилиндра из-за износа/повреждения резиновых уплотнительных колец;

Способ устранения:

Заменить резиновые уплотнительные кольца.

Сильный шум при работе гидросистемы.

Причины:

а) срабатывание предохранительного клапана вследствие разрегулировки предохранительного клапана и его срабатывания при давлении близком к рабочему.

б) попадание воздуха в гидросистему.Вырывание шлангов из заделок.

Шланги испытывают давление рабочей жидкости, превышающее в несколько раз рабочее давление в гидросистеме (при принудительном заглублении рабочих органов навесных машин, при работе на неровном поле) ввиду того, что рабочая жидкость в шлангах заперта и отсоединена от предохранительного клапана. Запрещено осуществлять работу обычных навесных машин с принудительным заглублением их рабочих органов.

Поломка цапф нижних тяг, винтов раскосов, подъёмных рычагов и бугелей прицепного устройства тракторов. 

Причины:

а) крутые повороты навесных агрегатов с заглубленными в почву рабочими органами;

б) работа навесных агрегатов с принудительным заглублением рабочих органов навесных машин;

в) неправильная настройка механизма навески.

Обрыв ограничительных цепей навесного механизма трактора.

Причина:

неправильная регулировка цепей для работы и транспортных переездов навесного агрегата.

Поломка передвижных упоров на штоках силовых цилиндров.

Причина:

небрежное обращение (удары) при эксплуатации, а также использование упора в качестве силового звена для удержания в верхнем положении навесных машин при транспортировке. Запрещается удерживать навесную машину в транспортном положении при помощи передвижного упора;

Способ устранения:
Использование запорных устройств.

Поломка задних крышек силовых цилиндров навесной системы трактора.

Причины:

а) неперпендикулярность отверстий в присоединительных вилках к оси цилиндра;

б) недопустимые перекосы при установке цилиндров на трактор.

Поломка навесных машин, агрегатируемых с трактором.

Причины:

а) использование принудительного способа заглубления рабочих органов навесных машин (позиционного регулирования глубины) на неровном рельефе поля;
б) использование высотного способа регулирования глубины с установкой золотника в плавающее положение, но при работе на неровном рельефе (уклоны более 10 град.) либо на ровном поле в момент перехода через валики высотой свыше 26 см.
Яндекс.Метрика