Колёсные тракторы «Беларусь» модели МТЗ-50 (рис. 1), МТЗ-50Л (рис. 2), МТЗ-52 (рис. 3), МТЗ-52Л (рис. 4) являются универсальными сельскохозяйственными тракторами класса 1,4 т. На них установлены дизельные двигатели Д-50 и Д-50Л с электростартерным пуском и пусковым двигателем.
Тракторы выполнены по нормальной для сельскохозяйственных тракторов схеме и имеют полурамную конструкцию. Полурама выполнена из двух швеллеров, которые соединены между собой литым передним брусом.
Рис. 1. Трактор «Беларусь» МТЗ-50.
Остов трактора состоит из полурамы и трёх корпусов: муфты сцепления, коробки передач и заднего моста. В передней части остова установлен двигатель, задняя часть которого через лист жёстко скреплена с корпусом муфты сцепления. Спереди двигатель закреплён на переднем брусе полурамы при помощи шарнирной опоры.
На переднем брусе полурамы установлены водяной и масляный радиаторы, жалюзи и гидроусилитель рулевого управления. Насос гидроусилителя расположен на двигателе.
Двигатель закрыт облицовкой аллигаторного типа с откидыванием её вперёд по ходу трактора.
Сзади облицовка заканчивается приборным щитком, на котором установлены контрольно-измерительные приборы.
Непосредственно за двигателем расположены механизмы силовой передачи трактора: муфта сцепления и соединительная муфта, смонтированные в общем корпусе; коробка передач и задний мост, расположенные в отдельных корпусах. На корпусе заднего моста с боков закреплены тормоза, а сзади установлен вал отбора мощности (ВОМ) и механизм задней навески гидравлической системы.
Гидравлическая система тракторов раздельно-агрегатная. Насос гидросистемы получает вращение от двигателя через шестерни привода ВОМ. На корпусе муфты сцепления закреплён корпус гидроагрегатов – масляный бак. Распределитель гидросистемы, гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ) и механизм управления ими прикреплены к корпусу гидроагрегатов и закрыты облицовкой.
Аккумулятор гидроувеличителя крепится к левому рукаву полуоси заднего колеса. Выводы от распределителя гидросистемы к боковым (выносным) цилиндрам расположены в средней части трактора, в удобном для пользования месте. Основной цилиндр и аккумуляторные батареи расположены на крышке заднего моста, под сиденьем тракториста. За сиденьем, между крыльями, находится топливный бак.
Непосредственно перед сиденьем расположены рулевое колесо, рычаги и педали управления трактором. Вал рулевого управления пропущен над двигателем под облицовкой.
Рис. 2. Трактор «Беларусь» МТЗ-50Л.
Колёса трактора снабжены пневматическими шинами низкого давления. Задние ведущие колёса установлены на полуосях конечных передач. Передние направляющие колёса смонтированы на поворотных цапфах передней оси, установленной шарнирно в приливах переднего бруса полурамы. Вес трактора на передние колёса передаётся через цилиндрические пружины, которые расположены внутри кронштейнов выдвижных кулаков оси и обеспечивают подрессоривание передней части остова машины.
Колея тракторов переменная и может регулироваться в интервале 1200-1800 мм. Передние и задние колёса защищены крыльями. Крылья передних колёс крепятся к поворотным цапфам, а крылья задних – к полу кабины.
Кабина закрытая, прикреплена к крыльям задних колёс, имеет хорошую круговую обзорность, удобный вход. Конструктивно кабина выполнена таким образом, что может быть превращена в полуоткрытую либо тент. Внутри кабины вмонтирован жёсткий трубчатый каркас, который предохраняет водителя от возможных травм в случае опрокидывания трактора.
Для работы с прицепными машинами на продольных тягах механизма задней навески установлена поперечина со стандартной прицепной вилкой. Также предусмотрено специальное буксирное устройство с амортизатором, гидрофицированный крюк с управлением от гидросистемы и привод управления тормозами прицепов, которые используются на транспортных работах. Для работы на стационаре предусмотрен приводной шкив, который смонтирован сзади трактора на крышке ВОМ (вала отбора мощности).
Привод механизмов различных машин может быть осуществлён от заднего вала отбора мощности, приводного шкива, бокового вала отбора мощности. С целью увеличения проходимости тракторов на влажных почвах предусматривается установка полугусеничного хода.
При работе с навесными машинами сцепной вес тракторов регулируется гидроувеличителем сцепного веса, а с прицепными машинами – дополнительными грузами и жидкостью, которая заливается в шины задних колёс.
В тракторе предусмотрено большое количество мест, легкодоступных для крепления различных сельскохозяйственных машин. Они располагаются на переднем брусе и лонжеронах полурамы, корпусах муфты сцепления и заднего моста, на корпусе гидроусилителя рулевого управления, на рукавах полуосей и т.д.
Для освещения на тракторах устанавливаются четыре фары: две передние вмонтированы в облицовку радиатора, две задние – расположены на крыльях.
Тракторы снабжаются звуковым сигналом, указателями поворотов, габаритов, торможения, стеклоочистителем, фонарём освещения номерного знака. Также имеется штепсельная розетка, которая позволяет дополнительно подключить на сельскохозяйственных машинах две фары и кнопку сигнала для двухсторонней связи с трактористом, а также указатели поворота прицепа и задний фонарь.
Трактор МТЗ-50Л отличается от трактора МТЗ-50 пусковым устройством двигателя.
Тракторы МТЗ-52 и МТЗ-52Л, которые сохраняют полностью все преимущества тракторов МТЗ-50 и МТЗ-50Л, в том числе и универсальность, обладают повышенными тягово-сцепными свойствами и высокой проходимостью, благодаря использованию всех четырёх колёс в качестве ведущих. Они предназначаются для работы с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами и орудиями. Тракторы МТЗ-52 и МТЗ-52Л имеют высокий дорожный просвет под рукавами переднего моста и бесступенчато регулируемую в широких пределах колею, благодаря чему могут выполнять междурядную обработку и высокостебельных (подсолнечник, кукуруза), и низкостебельных (сахарная свёкла и др.) пропашных культур.
Рис. 3. Трактор «Беларусь» МТЗ-52.
Тракторы также широко используются для привода различных стационарных машин, для перевозки грузов, для дорожно-строительных и прочих работ.
Проходимость и повышенные тягово-сцепные свойства тракторов МТЗ-52 и МТЗ-52Л способствуют увеличению их экономичности и производительности, дают возможность значительно расширить область применения колёсных тракторов и устранить сезонность их использования.
Тракторы МТЗ-52 и МТЗ-52Л выполняют полный комплекс работ по механизированному возделыванию сахарной свёклы (в том числе и уборку в агрегате с трёхрядными комбайнами).
Тракторы МТЗ-52 и МТЗ-52Л отличаются от тракторов МТЗ-50 и МТЗ-50Л следующими параметрами:
рулевой механизм отличается сошкой гидроусилителя руля и трубкой рулевых тяг;
грузы на передние колёса не предусмотрены, также изъяты дополнительные грузы с задних колёс;
вместо передней неведущей оси устанавливается передний ведущий мост с колёсами размерностью 210-508 (8,3/8 – 20 дюймов) (рис. 55);
Рис. 55. Передний ведущий мост трактора МТЗ-52:
1) – резьбовая пробка для монтажа осей качения. (Места поддомкрачивания указаны стрелками)
Рис. 42. Раздаточная коробка с управлением трактора МТЗ-52.
Рис. 43. Карданный привод (установка карданного привода на тракторе):
1) – промежуточный карданный вал, 2) – промежуточная опора, 3) – передний карданный вал.
смонтированы дополнительные узлы привода переднего ведущего моста: раздаточная коробка (рис.42), карданный привод (рис.43), состоящий из промежуточного и переднего карданных валов и промежуточной опоры.
Привод к переднему мосту осуществляется через раздаточную коробку и последовательно соединённые промежуточный карданный вал, промежуточную опору и передний карданный вал от шестерни коробки передач, что позволяет обеспечить синхронность оборотов передних и задних колёс на всех передачах.
Рис. 4. Трактор «Беларусь» МТЗ-52Л.
Раздаточная коробка крепится к корпусу коробки передач справа по ходу трактора и оборудована муфтой свободного хода для осуществления автоматического включения переднего моста в работу при переднем ходе трактора и буксовании задних колёс больше установленного. Помимо этого, раздаточная коробка снабжена также механизмом блокировки муфты свободного хода с управлением от педали для принудительного включения переднего моста в работу при заднем ходе трактора, а также, при необходимости – при переднем ходе.
Карданные валы универсальные, с игольчатыми подшипниками в карданных шарнирах. Конструкция этих валов позаимствована у автомобилей ГАЗ-69, УАЗ-451А и отличаются только длиной трубы.
Промежуточная опора карданных валов прикрепляется к корпусу муфты сцепления снизу.
Передний мост состоит из главной передачи, самоблокирующегося конического дифференциала повышенного трения, который позволяет исключить раздельное буксование колёс и улучшить тягу моста; колёсных двухступенчатых редукторов с коническими шестернями, которые одновременно выполняют роль шарниров равных угловых скоростей.
Для снижения ударных нагрузок на остов трактора и улучшения плавности хода передний мост снабжён индивидуальной рессорной подвеской, которая состоит из двух винтовых пружин, смонтированных в шкворневых трубах колёсных редукторов.
Передний мост соединяется с брусом двумя полыми осями. Это даёт возможность мосту вместе с колёсами качаться на определённый угол в поперечной плоскости.
Конструкция обеспечивает бесступенчатое изменение (при помощи винтовых механизмов) колеи передних и задних колёс в пределах 1200-1800 мм.
На правом лонжероне полурамы трактора предусмотрено место для установки лопаты, а в кабине – место для установки огнетушителя.