Второй период отличается быстрым нарастанием давления и температуры (участок 3-4) [рис. 1]. В течение данного периода сгорает порядка 90% рабочей смеси.
Рис. 1. Развёрнутая диаграмма процесса сгорания карбюраторного двигателя.
Продолжительность периода зависит от следующих факторов:
1) – состав смеси;
2) – степень сжатия;
3) – момент зажигания;
4) – форма камеры сгорания;
5) – нагрузка и прочие.
Наибольшее давление на индикаторной диаграмме будет в точке (4). Опытным путём установлено, что полезная работа цикла будет максимальной в случае, когда максимальное давление цикла pz достигнет 10-15 градусов п.к.в. после в.м.т. Жёсткость работы двигателя характеризуется скоростью нарастания давления в период видимого сгорания. Среднее значение жёсткости определяется отношением разности давлений в точках (3) и (4) индикаторной диаграммы к углу поворота коленчатого вала за это время (Δр/Δα). Для карбюраторных двигателей данное отношение при нормальной работе двигателя составляет 0,1-0,2 МПа/град п.к.в. Если Δр/Δα<0,1, то двигатель будет работать слишком мягко, сгорание топлива в значительной степени продолжается на линии расширения, что приведёт к ухудшению мощностных и экономических показателей двигателя. При значения Δр/Δα>0,2 двигатель будет работать жёстко, с заметными стуками.