Величина зазора между торцом стержня клапана и бойком коромысел на холодном двигателе комбайна «Дон» для всех клапанов должна составлять 0,4-0,45 мм. Увеличение указанного зазора влечёт повышение скорости посадки клапана, что приводит к повышенному изнашиванию фаски и гнезда под клапан в головке цилиндров и вызовет обрыв стержня.
Уменьшение указанного зазора повлечёт неплотную посадку клапана в гнездо и, соответственно, затруднение пуска дизеля, снижение его мощности, а также более интенсивное обгорание фаски клапана.
Порядок регулировки зазоров между торцами стержней клапанов и бойками коромысел на дизельном двигателе СМД-31А:
— Снять колпаки головок цилиндров и крышку люка на картере маховика;
— Контролируя коромысла клапанов первого цилиндра, вращать коленчатый вал по часовой стрелке до тех пор, пока оба клапана (выпускной, а за тем впускной) откроются и закроются;
— Продолжать медленно поворачивать коленчатый вал до совмещения метки (2) [рис. 1] на маховике с риской (1) указателем. Данное положение маховика соответствует нахождению поршня первого цилиндра в в. м. т. (верхней мёртвой точке) такта сжатия;
Рис. 1. Указатель в. м. т. (верхней мёртвой точки) на картере маховика и шкала на маховике дизельного двигателя СМД-31А.
1) – Риска (указатель) в. м. т. (верхней мёртвой точки) на картере маховика;
2) – Метка в. м. т. на маховике;
3) – Картер;
4) – Венец;
5) – Шкала.
— Проверить при помощи щупа и (если необходимо) отрегулировать величину зазора между стержнем клапана (5) [рис. 2] и бойком коромысла (2) обоих клапанов первого цилиндра. С этой целью необходимо отпустить контровочную гайку (3);
Рис. 2. Проверка и регулировка зазора между стержнем клапана и бойком коромысла.
1) – Головка цилиндров;
2) – Коромысло;
3) – Контровочная гайка;
4) – Регулировочный винт;
5) – Клапан.
— При помощи отвёртки установить регулировочный винт (4) в положение, при котором щуп будет плотно входить в зазор между бойком коромысла и торцом стержня;
— Затянуть контргайку.
Регулировка величины зазоров клапанов производится путём проворота коленчатого вала на 120 градусов в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров.