Величина бокового зазора в зубьях шестерён (59) и (63) [рис. 1] должна составлять 0,26-0,65 мм. Это соответствует угловому повороту фланца (2) диска (при измерении по дуге на диаметре расположения отверстий под болты диска) соответственно 0,16-0,40 мм. Пятно контакта (прилегание зубьев) должно составлять не менее 50% поверхности зуба с расположением отпечатка в средней части зуба либо ближе к вершине конуса зубьев шестерни.
Рис. 1. Передний ведущий мост трактора МТЗ-102.
1) – Крышка редуктора;
2) – Фланец диска колеса;
3) – Регулировочные кольца;
4), 13), 31), 38) – Радиально-упорные роликовые подшипники;
5) – Защитный кожух;
6), 9), 21), 40) – Регулировочные прокладки;
7) – Диск колеса;
8) – Шина;
10), 16) – Крышки;
11) – Полуось;
12) – Труба шкворня;
14), 23), 36) – Гайки;
15), 22), 48) – Манжета;
17) – Червяк;
18) – Корпус верхней конической пары;
19) – Крышка переднего моста;
20) – Полуосевая шестерня;
24) – Ведомая шестерня;
25) – Регулировочная шайба;
26), 30) – Корпус и крышка дифференциала;
27), 35) – Фрикционные диски;
28) – Ось сателлитов;
29) – Сателлит;
32) – Сапун;
33) – Корпус переднего моста;
34) – Чашка;
37) – Фланец карданного вала;
39) – Стакан ведущей шестерни;
41) – Ведущая шестерня;
42) – Сливная пробка корпуса переднего моста;
43) – Контрольно-заливная пробка переднего моста;
44) – Стопорная планка;
45) – Ось качания;
46) – Клин;
47) – Корпус уплотнения;
49) – Кольцо;
50) – Вертикальный вал;
51) – Гильза шкворня;
52), 54) – Штифты;
53) – Шплинт;
55) – Пружина;
56) – Радиальный роликовый подшипник;
57) – Стакан;
58) – Упорный шарикоподшипник;
59) – Ведомая шестерня;
60) – Корпус колёсного редуктора;
61) – Конусная разрезная втулка;
62) – Сливная пробка редуктора;
63) – Ведущая шестерня;
64) – Подшипник.
Регулировка зацепления производится путём установки/снятия разрезных прокладок (6) между фланцем крышки (1) и торцом редуктора (60).
Толщина диаметрально расположенных прокладок (6) должна быть одинакова. Контроль величины бокового зазора между зубьями шестерён (59) и (63) производится в следующем порядке:
— Застопорить одну из шестерён;
— Перед регулировкой зацепления проверить величину зазора в установленных в крышке (1) конических подшипниках (4);
— Превышение осевого свободного хода в подшипниках (более 0,3 мм) устраняется путём подшлифовки торца одного из регулировочных колец (3), которые расположены между внутренними обоймами подшипников (4). С этой целью требуется выполнить частичную разборку редуктора конечной передачи.
Порядок выполнения частичной разборки редуктора переднего моста трактора МТЗ-102:
1) – Отвернуть пробку (62) и слить масло;
2) – Поднять передний мост;
3) – Отвернув гайки, снять колесо в сборе;
4) – Отвернуть болты крепления крышки (1) к корпусу (60);
5) – При помощи пары демонтажных болтов снять крышку в сборе с фланцем диска колеса и ведомой шестерни (59);
6) – Отвернув пару болтов крепления подшипника (56), разобрать подшипниковый узел фланца диска колеса;
7) – Сборку редуктора выполнить в обратном порядке.