Коромысла клапанов механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания


* * *

Коромысла клапанов изготавливаются в виде одноплечих и двуплечих рычагов, предназначенных для передачи усилий от кулачка либо от кулачка через штангу непосредственно к клапану.

Двуплечие коромысла (5) [рис. 1, б)] клапанов используются в двигателях с нижним и средним [рис. 1, г)] расположением распределительных валов, а также при некоторых кинематических схемах с верхним валом [рис. 1, в)].

Конструктивные схемы механизмов газораспределения

Рис. 1. Конструктивные схемы механизмов газораспределения.

а) – Механизм газораспределения с нижним расположением клапанов и распределительного вала;

б) – Механизм газораспределения с верхним расположением клапанов и нижним расположением распределительного вала;

в) – Механизм газораспределения с верхним расположением клапанов и распределительного вала;

г) – Механизм газораспределения с верхним расположением клапанов и нижним расположением распределительного вала в развале цилиндров V-образного двигателя;

1) – Клапан;

2) – Толкатель;

3) – Кулачок распределительного вала;

4) – Регулировочный болт (винт);

5) – Коромысло;

6) – Штанга;

7) – Маслоотражательный колпачок клапана;

8) – Тарелка пружины;

9) – Сухари.

Одноплечие коромысла клапанов, как правило, устанавливаются в двигателях с верхним расположением валов [рис. 2, в)].

Конструктивные схемы приводов клапанов механизма газораспределения

Рис. 2. Конструктивные схемы приводов клапанов механизма газораспределения.

а) – Штанга толкателя;

б) – Коромысло клапана;

в) – Одноплечий рычаг с опорной стойкой в виде болта;

г) – Двуплечий рычаг с опорной стойкой в виде шпильки;

д) – Передача движения двум клапанам через траверсу;

1) – Верхний наконечник;

2) – Стержень;

3) – Нижний наконечник;

4) – Регулировочный винт;

5) – Контргайка;

6) – Коромысло;

7) – Втулка;

8) – Траверса;

9) – Направляющая стойка.

Стальные штампованные коромысла клапанов изготавливаются неравноплечими [рис. 2, б)], чтобы уменьшить ход толкателя и штанги, а также снизить силы инерции. В коротком плече выполнено резьбовое отверстие, куда ввёрнут регулировочный винт (4), предназначенный для установки требуемого теплового зазора в клапанном механизме. Данный винт от самовывёртывания удерживается посредством контргайки (5). Длинное плечо заканчивается бойком (сферическая поверхность), который опирается на стержень клапана. Сферические поверхности бойка и регулировочного винта подвергаются термообработке и шлифовке. В роли подшипников коромысел выступают бронзовые либо чугунные втулки (7).

Коромысла клапанов размещают на общем стальном валике (СМД-60, ЗМЗ-35, ЗИЛ-130, А-41, Д-240 и прочие) или на отдельных опорных стойках (Д-144, ЯМЗ, КамАЗ). Крепление стоек к головке цилиндров осуществляется посредством болтов либо шпилек. Иногда используются отдельные стойки в виде шпильки либо болта со сферическими опорами для одноплечих и двуплечих рычагов [рис. 2, в), г)]. В четырёхклапанных двигателях пара одноимённых клапанов чаще всего приводится в движение посредством связывающей траверсы, которая способна перемещаться непосредственно под воздействием кулачка от коромысла [рис. 2, д)]. Стержень траверсы при этом движется в направляющей стойке, закреплённой в головке цилиндра.

17*

Яндекс.Метрика