Перемещение впускных и выпускных клапанов (4) [рис. 1] осуществляется в направляющих втулках (3), запрессованных в головку цилиндров. Закрытие клапанов происходит под воздействием наружной пружины (13) и внутренней пружины (12). Указанные пружины верхними концами опираются на тарелку (9), которая удерживается на стержне клапана сухарями (10), а нижними концами — на головку цилиндров. Шестерни распределения [рис. 2] расположены в картере. Картер образован щитом распределения, прикреплённым к блоку цилиндров (17) [рис. 3] и крышкой шестерён распределения (5).
Рис. 1. Двигатель Д-245 (поперечный разрез) трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Распределительный вал;
2) – Толкатель;
3) – Направляющая втулка клапана;
4) – Клапан;
5) – Штанга;
6) – Регулировочный винт;
7) – Коромысло;
8) – Ось коромысла;
9) – Тарелка;
10) – Сухарь;
11) – Стойка;
12) – Внутренняя пружина;
13) – Наружная пружина.
От продолжительности открытия и закрытия клапанов зависит качество наполнения и опорожнения цилиндров.
Рис. 2. Схема установки шестерён газораспределения двигателя Д-245 трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Шестерня привода гидронасоса;
2) – Шестерня распределительного вала;
3) – Промежуточная шестерня;
4) – Шестерня привода топливного насоса;
5) – Ведущая шестерня масляного насоса;
6) – Шестерня коленчатого вала.
Открытие впускного клапана осуществляется с небольшим опережением, то есть до прихода поршня в в. м. т. (верхнюю мёртвую точку). Закрытие клапана происходит с небольшим опозданием, то есть после прохождения поршнем н. м. т. (нижней мёртвой точки). Это даёт возможность увеличения продолжительности впуска.
Рис. 3. Двигатель Д-245Л (продольный разрез) трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Масляный картер;
2) – Масляный насос;
3) – Шкив коленчатого вала;
4) – Ремень вентилятора;
5) – Крышка шестерён распределения;
6) – Вентилятор;
7) – Водяной насос;
8) – Корпус термостата;
9) – Поршневой палец;
10) – Шатун;
11) – Поршень;
12) – Гильза цилиндра;
13) – Колпак;
14) – Крышка головки цилиндров;
15) – Головка цилиндров;
16) – Прокладка головки цилиндров;
17) – Блок цилиндров;
18) – Задний мост;
19) – Маховик;
20) – Противовес;
21) – Коленчатый вал;
22) – Маслоприёмник;
23) – Форсунка охлаждения поршня;
24) – Коренные подшипники;
25) – Шатунные подшипники;
26) – Полость в шатунной щеке;
27) – Шестерня распределения;
28) – Шестерня привода насоса;
29) – Зубчатый венец маховика;
30) – Втулка шатуна;
31) – Болт крепления маховика.
Открытие выпускного клапана осуществляется до прихода поршня в нижнюю мёртвую точку (н. м. т.), а закрытие производится после прохождения верхней мёртвой точки (в. м. т.).