Перед пуском двигателя тракторист обязан:
устранить все неполадки в работе двигателя, которые были обнаружены во время работы трактора и технического обслуживания;
проверить уровень масла в картере двигателя, уровень воды в радиаторе и наличие топлива в баках основного и пускового двигателей, крепление электропроводки к клеммам генератора и стартера.
Рис. 7. Органы управления двигателем.
Необходимо следить, чтобы в топливную систему не было подсоса воздуха. Если воздух попал, его необходимо удалить, прокачивая топливо ручным подкачивающим насосом (рис. 7, а, рукоятка 1)
Запуск двигателя производится в следующем порядке:
Рис. 5. Органы управления и контрольные приборы трактора Т-150.
1) Установить в нейтральное положение рычаг 22 (рис. 5) переключения рядов (34 на рис. 5)
2) Открыть кран топливного бака основного двигателя.
3) Включить включатель «массы» 3 (2 на рис. 5).
4) Установить рычаг 21 (23 на рис. 5) управления топливным насосом в крайнее переднее положение, соответствующее полностью выключенной подаче топлива.
5) Ввести в зацепление с венцом маховика приводную шестерню редуктора пускового двигателя, переместив рычаг 29 (36 на рис. 5) до отказа вверх, а затем установив его в нейтральное положение. Если шестерня в зацепление не вошла, включить муфту редуктора, для чего переместить рычаг вниз и мгновенным включением и выключением стартера слегка провернуть пусковой двигатель (но не заводить!), а затем повторить операцию введения в зацепление приводной шестерни.
Помните, включение шестерни на ходу при работающем пусковом двигателе приводит к аварии!
6) Открыть краник топливного бака пускового двигателя.
7) Прикрыть воздушную заслонку карбюратора.
8) Запустить пусковой двигатель электростартером (либо с помощью ручного дублирующего пуска). Время непрерывной работы стартера должно составлять не более 15 секунд, в противном случае могут выйти из строя аккумуляторные батареи.
Сразу же после запуска следует полностью открыть воздушную заслонку, отпустив тросик управления, и прогреть пусковой двигатель в течении 1-2 минут. Когда пуск затрудняется, особенно в холодное время года, надо в течение 2-3 секунд нажимать на кнопку утопителя карбюратора. Если этот приём не помог, залить в цилиндр через декомпрессионный краник 7 (рис. 7, в) 15-20 граммов бензина и вновь повторить пуск.
При неудачной попытке повторный запуск стартером производится не ранее чем через одну минуту. Как только пусковой двигатель запустился, стартер следует немедленно отключить. После 3-4 неудачных попыток запуска проверить систему питания и зажигания, устранить неисправности.
Запрещается включать стартер:
при работающем пусковом двигателе;
при слабо заряженной аккумуляторной батарее;
при введённой в зацепление приводной шестерне и одновременно замкнутой муфте редуктора пускового двигателя.
9) После прогрева пускового двигателя, работающего на холостых оборотах, проверить, имеется ли давление масла в системе, создаваемое насосом предпусковой прокачки, — оно должно быть не ниже 0,5 кгс/см2.
10) Плавно включить муфту редуктора пускового двигателя, для чего рычаг 29 (36 на рис. 5) переместить в крайнее нижнее положение.
11) Не подавая топливо, прокрутить основной двигатель до стабилизации давления масла в системе смазки (не менее 1,0 кгс/см2). После этого включить подачу топлива, переместив рычаг 21 (29 на рис. 5) управления топливным насосом к себе.
Пуск двигателя без предварительной прокрутки запрещается, особенно в зимнее время, когда загустевшее масло поступает в подшипники с некоторым запаздыванием, вследствие чего может произойти задир подшипников.
12) Как только основной двигатель начнёт работать, выключить муфту редуктора пускового двигателя, для чего рычаг 29 (36 на рис. 5) перевести в нейтральное положение.
13) Остановить пусковой двигатель, выключив зажигание, и, не снимая руки с кнопки 14 (10 на рис. 5) выключения зажигания, закрыть воздушную заслонку.
14) Закрыть краник топливного бака пускового двигателя.
15) После пуска прогреть двигатель на холостом ходу на минимальных оборотах с постепенным увеличением до средних. Во время прогрева следить за показаниями приборов. Давление масла должно быть не менее 2 кгс/см2.
Работа двигателя при давлении масла ниже 1,2 кгс/см2 (на минимальных оборотах холостого хода) не допускается.
Двигатель прогревают до температуры жидкости в системе охлаждения не ниже 50 градусов Цельсия. При этом следует поднять шторку, подтянув цепочку 28 (38 на рис. 5 и зафиксировать её.
В холодное время года следует укрыть облицовку моторного отсека утеплителем.
Во время пуска двигателя запрещается препятствовать самоотключению приводной шестерни редуктора и принудительно удерживать её в зацеплении с зубчатым венцом маховика – это может привести к поломке редуктора.