Органы управления и контрольные приборы тракторов Т-150 и Т-150К


* * *

Органы управления колёсным трактором Т-150К, контрольные приборы и сигнализация показаны на рис. 1.

1) – блок предохранителей. Установлен внутри вещевого ящика;

2) – контрольная лампа. Загорается зелёным светом при включении включателя «массы». Когда начинает работать генератор, свет лампы становится более слабым;

3) – включатель «массы». Нажатием на центральную кнопку «минус» аккумуляторной батареи подключается на «массу» трактора, нажатием на боковую кнопку – отключается;

4) – указатель давления масла в гидравлической системе коробки передач. Действует только при работающем двигателе;

5) – головка крана управления стеклоочистителем. Стеклоочиститель включается поворотом головки крана против часовой стрелки. Вращением головки регулируется скорость стеклоочистителя;

6) – контрольная лампа указателей поворота. Загорается мигающим зелёным светом при включении указателя поворота;

7) – переключатель указателей поворота. Переводом рукоятки влево включаются указатели левого поворота, переводом вправо – правого поворота. После окончания поворота необходимо перевести рукоятку в нейтральное положение;

8) – манометр двухстрелочный для контроля давления воздуха в пневматической системе привода тормозов. Стрелка верхней шкалы показывает давление в пневматической системе трактора, нижней шкалы – давление воздуха, подводимого к тормозным камерам;

Органы управления и контрольные приборы тракторов Т-150 и Т-150К.

Рис. 1. Органы управления и контрольные приборы трактора Т-150К

9) – переключатель вентиляторов. При переводе рукоятки вниз включается обдувающий вентилятор, при переводе её вверх включается вентилятор-пылеотделитель;

10) и 11) – включатели плафона кабины и задних фар. Плафон и задние фары включаются переводом рукоятки соответствующего включателя в верхнее положение;

12) – тахоспидометр. Показывает скорость трактора (в км/ч) на четырёх концентричных шкалах, размещённых в верхней части прибора (в соответствии с включенной передачей транспортного ряда) и скорость вращения коленчатого вала на шкале, размещённой в нижней части прибора. Счётчик отсчитывает время работы двигателя в часах;

13) – включатель стартера. Стартер включается поворотом ключа по часовой стрелке до упора;

14) – кнопка выключения зажигания пускового двигателя (выключается нажатием на кнопку);

15) – указатель давления масла в системе смазки двигателя (действует во время работы двигателя);

16) – амперметр. Контролирует зарядно-разрядный режим аккумуляторной батареи;

17) – указатель температуры жидкости в системе охлаждения двигателя;

18) – рукоятка центрального переключателя света. Переключатель может быть поставлен в одно из трёх фиксированных положений:

0 – рукоятка вдвинута до отказа, освещение включено;

I – рукоятка наполовину вытянута, включены габаритные фонари либо ближний свет передних фар (в зависимости от положения ножного переключателя света);

II – рукоятка полностью вытянута, включен дальний либо ближний свет передних фар (в зависимости от положения ножного переключателя света);

19) – рулевое колесо;

20) – кнопка звукового сигнала;

21) – рычаг ручного управления топливным насосом основного двигателя. С перемещением рычага к себе подача топлива увеличивается. Крайнее переднее положение рычага соответствует прекращению подачи топлива;

22) – рычаг переключения рядов раздаточной коробки и ходоуменьшителя. Схема его положений показана на рис. 2;

23) – кнопка проверки состояния контрольных ламп аварийной температуры охлаждающей жидкости и аварийного давления масла в системе смазки. При нажатии на кнопку контроля лампа должна загореться красным светом, что свидетельствует о её исправности;

24) – контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости. Загорается красным светом при температуре жидкости в системе охлаждения двигателя 98-104 градуса Цельсия;

25) – контрольная лампа аварийного давления в системе смазки двигателя. Загорается красным светом, когда давление масла уменьшается до 1,9-1,3 кгс/см2;

26) – рычаг переключения передач. С перемещением рычага вперёд происходит последовательное переключение передач от I до IV;

Схема переключения рядов раздаточной коробки и ходоуменьшителя трактора Т-150К

Рис. 2. Схема переключения рядов раздаточной коробки и ходоуменьшителя трактора Т-150К.

27) – цепочка управления шторкой радиатора основного двигателя. При перемещении цепочки на себя шторка закрывает соты радиатора. Цепочка может быть зафиксирована в любом положении в пазах направляющей втулки;

Схема положений рычага включения приводной шестерни и муфты сцепления редуктора пускового двигателя

Рис. 3. Схема положений рычага включения приводной шестерни и муфты сцепления редуктора пускового двигателя.

28) – цепочка управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя. При перемещении тяги на себя заслонка прикрывается;

29) – рычаг включения приводной шестерни и муфты сцепления редуктора пускового двигателя. При перемещении рычага вверх (положение I) включается приводная шестерня, при перемещении вниз (положение II) замыкается муфта редуктора. В нейтральном положении рычага (Н) муфта редуктора всегда выключена, а приводная шестерня либо включена, либо выключена. Схема положений рычага представлена на рис. 3;

30) – рукоятка управления краником бензоотстойника пускового двигателя. При повороте рукоятки против часовой стрелки краник открывается;

31) – рычаг независимого торможения прицепа;

32) – рычаги управления распределителем гидравлической системы заднего навесного устройства;

33) – педаль управления топливным насосом двигателя. Сблокирована с рычагом 21;

34) – педаль управления тормозным краном;

35) – педаль управления муфтой сцепления;

36) – ножной переключатель света. Предназначается для переключения передних фар с дальнего света на ближний либо наоборот при установке рукоятки центрального переключателя 18 в положение II и ближнего света передних фар либо передних габаритных фонарей – в положение  I;

37) – рычаг включения привода переднего моста. Мост включается перемещением рычага вперёд;

38) – рычаг центрального (стояночного) тормоза;

39) – рычаг управления гидроподжимной муфтой редуктора ВОМ. Муфта включается перемещением рычага вверх;

40) – рычаг включения привода редуктора ВОМ, а также привода от колёс трактора насосов гидравлических систем коробки передач и рулевого управления. Схема положений рычага представлена на рис. 4;

Схема положений рычага включения привода редуктора ВОМ и приводов насосов гидросистемы коробки передач и рулевого управления от колёс

Рис. 4. Схема положений рычага включения привода редуктора ВОМ и приводов насосов гидросистемы коробки передач и рулевого управления от колёс:
1 – насосы приводятся от колёс, ВОМ выключен; 2 – насосы приводятся от двигателя, ВОМ выключен; 3 – насосы приводятся от двигателя, ВОМ включен.

41) – рычаг включения привода насоса гидравлической системы заднего навесного устройства. При перемещении рычага вперёд насос включается.

Большинство органов управления, которые установлены на гусеничных тракторах, по назначению и способам пользования аналогичны тем, что установлены на колёсных тракторах. Поэтому далее приводятся пояснения только к тем органам управления, которые отличаются от установленных на колёсных тракторах и являются специфическими для гусеничных (рис. 5).

1) – блок предохранителей;

2) – включатель «массы»;

3) – контрольная лампа электропитания;

4) – тахомосчётчик. Внешняя шкала служит для отсчёта частоты вращения коленчатого вала двигателя. Две шкалы, расположенные ниже, предназначены для отсчёта частоты вращения ВОМ. Прибор снабжён также счётчиком моточасов;

Органы управления и контрольные приборы трактора Т-150

Рис. 5. Органы управления и контрольные приборы трактора Т-150.

5) – указатели давления в гидравлической системе коробки передач (дают показания только при работающем двигателе);

6) – переключатель вентиляторов;

7) и 8) – включатели плафона кабины и задних фар;

9) – включатель стартера;

10) – кнопка выключения зажигания пускового двигателя;

11) – указатель давления масла в системе смазки двигателя;

12) – амперметр;

13) – указатель температуры жидкости в системе охлаждения двигателя;

14) – электродвигатель вентилятора кабины;

15) – электродвигатель стеклоочистителя;

16) – кнопка звукового сигнала;

17) —  рычаги переключения передач;

18) – плафон кабины;

19) – обдувающий вентилятор;

20) – рулевое колесо. При повороте в любую сторону до щелчка фиксатора соответствующий указатель (5) давления должен давать показания в пределах 0-1 кгс/см2;

21) – задние фары;

22) – рукоятка центрального переключателя света;

23) – рычаг ручного управления топливным насосом основного двигателя;

24) – контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости. Рядом с ней находится кнопка проверки состояния контрольных ламп аварийной температуры охлаждающей жидкости и аварийного давления масла в системе смазки двигателя.

25) – защёлка горного тормоза;

26) – педаль управления топливным насосом основного двигателя;

27) – педаль тормоза;

28) – рычаги управления распределителем гидравлической системы заднего навесного устройства;

29) – рычаг управления гидроподжимной муфтой редуктора ВОМ;

30) – рычаг включения приводы насоса гидравлической системы заднего навесного устройства;

31) – контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя;

32) – педаль управления муфтой сцепления;

33) – реле-регулятор;

34) – рычаг переключения рядов (схема его положений представлена на рис. 6)

Схема переключения рядов на тракторе Т-150

Рис. 6. Схема переключения рядов на тракторе Т-150.

35) – тяга управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя;

36) – рычаг включения приводной шестерни и муфты сцепления редуктора пускового двигателя;

37) – аккумуляторная батарея;

38) – цепочка управления шторкой радиатора основного двигателя;

39) – рукоятка управления краном бензоотстойника пускового двигателя;

Обслуживание систем двигателей колёсного и гусеничного тракторов производится посредством рукояток и краников, которые представлены на рис. 7:

Органы управления двигателем

Рис. 7. Органы управления двигателем.

1) – рукоятка ручной прокачки топливной системы (рис. 7, а)

2) – рукоятка краника слива отстоя из топливного фильтра;

3) – рукоятка краника слива топлива при прокачке топливной системы;

4) – рукоятка краника слива охлаждающей жидкости из правого блока цилиндра (отсутствует при установке предпускового подогревателя);

5) – кнопка утопителя поплавка карбюратора пускового двигателя (рис. 7, б);

6) – краник слива конденсата из картера пускового двигателя;

7) – декомпрессионный краник пускового двигателя (рис. 7, в);

8) – рукоятка дублирующего запуска пускового двигателя;

9) – рукоятка краника слива охлаждающей жидкости из левого блока цилиндров (рис. 7, г);

10) – щуп для замера уровня масла в картере двигателя.

3*

Яндекс.Метрика