В термосифонной системе охлаждения [рис. 1, а)] циркуляция теплоносителя происходит за счёт разности плотностей нагретой и холодной жидкости.
Рис. 1. Принципиальные схемы систем охлаждения двигателей.
а) – Жидкостная термосифонная система охлаждения;
б) – Жидкостная принудительная система охлаждения:
1) – Сердцевина радиатора;
2) – Вентилятор;
3) – Шторка;
4) – Верхний бак радиатора;
5) – Крышка наливной горловины;
6) – Пароотводная трубка;
7) – Верхний патрубок;
8) – Рубашка головки цилиндров;
9) – Рубашка блок-картера;
10) – Нижний патрубок;
11) – Нижний бак радиатора;
12) – Пробка сливного отверстия;
13) – Паровоздушный клапан;
14) – Термостат;
15) – Термометр;
16) – Водораспределительный канал;
17) – Центробежный насос;
18) – Водоотводная трубка;
в) – Воздушная система охлаждения:
1) – Масляный радиатор;
2) – Кожух;
3) – Замок;
4) – Задний дефлектор;
5) – Цилиндр;
6) – Шпилька крепления среднего дефлектора;
7) – Средний дефлектор;
8) – Передний дефлектор;
9) – Ротор;
10) – Направляющий аппарат;
11) – Защитная сетка.
Термосифонная система охлаждения имеет следующие недостатки:
1) – малая скорость циркуляции теплоносителя;
2) – возможность парообразования в полостях системы охлаждения.
Как правило, термосифонная система охлаждения применяется в пусковых двигателях (П-350, ПД-10У, П-23).