В процессе пуска и прогрева двигателя ЗИЛ-130 (пока температура жидкости в системе охлаждения менее 75 градусов Цельсия) жидкость в системе охлаждения циркулирует, минуя радиатор, ввиду того, что закрыт клапан термостата. Подвод охлаждающей жидкости к насосу осуществляется по перепускному шлангу (10) [рис. 1] из рубашки впускного трубопровода, компрессора и радиатора (18) отопителя (при открытом кране (15)).
Рис. 1. Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130.
1) – Радиатор;
2) – Жалюзи;
3) – Вентилятор;
4) – Водяной насос;
5) – Верхний бачок радиатора;
6) – Пробка радиатора;
7) – Отводящий шланг;
8) – Компрессор;
9) – Подводящий шланг;
10) – Перепускной шланг;
11) – Термостат;
12) – Патрубок;
13) – Фланец для установки карбюратора;
14) – Впускной трубопровод;
15) – Кран отопителя;
16) – Подводящая трубка;
17) – Отводящая трубка;
18) – Радиатор отопителя;
19) – Датчик указателя температуры жидкости;
20) – Дозирующая вставка;
21) – Водяная рубашка головки блока;
22) – Водяная рубашка блока цилиндров;
23) – Сливной кран рубашки блока цилиндров;
24) – Рукоятка привода сливного крана;
25) – Сливной кран патрубка радиатора;
26) – Подводящий патрубок;
27) – Нижний бачок радиатора.
Нагнетаемая водяным насосом жидкость через расположенные в передней стенке блока отверстия поступает в рубашку охлаждения левого и правого рядов цилиндров, двигаясь от передней части двигателя к задней, а также через отверстия в прокладке – в рубашку охлаждения головок блоков. В первую очередь большое количество охлаждающей жидкости подводится к наиболее нагретым местам и деталям двигателя: патрубки выпускных клапанов и гнёзда искровых свечей зажигания.
В головках блока двигателя ЗИЛ-130 охлаждающая жидкость движется через отверстия, просверленные в привалочных плоскостях блока и головок и дозирующих вставок (20), которые установлены в задних каналах впускного трубопровода. Расположенные во вставке отверстия ограничивают количество охлаждающей жидкости, которая поступает в рубашку впускного трубопровода.
В систему охлаждения двигателя ЗИЛ-130 охлаждающая жидкость заливается через горловину верхнего бачка радиатора, закрываемую пробкой (6). Слив жидкости выполняется через пару кранов (23), которые ввёрнуты с обеих сторон блока цилиндров, а также через кран (25) в подводящем патрубке водяного насоса.