В термостате в качестве твёрдого наполнителя применяется нефтяной воск (церезин) с медной стружкой, который имеет большой коэффициент линейного расширения.
Термостат с твёрдым наполнителем [рис. 1, б)] размещён между впускным трубопроводом (20) и отводящим патрубком (16). К корпусу (18) термостата постоянно поджимается пружиной (14) клапан (15), который шарнирно соединён со штоком (13). Шток опирается на резиновую мембрану (11), зажатую между направляющей втулкой и баллоном (9).
Рис. 1. Схемы термостатов.
а) – Термостат с жидкостным наполнителем (двигатель автомобиля ГАЗ-24);
б) – Термостат с твёрдым наполнителем (двигатель автомобиля ЗИЛ-130);
I – Термостат открыт;
II – Термостат закрыт;
III – Термостат закрыт;
IV – Термостат открыт;
1) – Корпус водяного насоса;
2) – Гофрированный баллон;
3) – Шток;
4) – Прокладка;
5) – Клапан термостата;
6) – Патрубок, отводящий горячую жидкость;
7) – Корпус термостата;
8) – Кронштейн;
9) – Баллон термостата;
10) – Твёрдый наполнитель;
11) – Резиновая мембрана;
12) – Направляющая втулка;
13) – Шток;
14) – Возвратная пружина;
15) – Клапан термостата;
16) – Патрубок, отводящий горячую жидкость;
17) – Коромысло клапана;
18) – Корпус термостата;
19) – Буфер;
20) – Впускной трубопровод.
При повышении температуры охлаждающей жидкости свыше 70 градусов Цельсия церезин плавится, а его объём увеличивается. При этом он нажимает на мембрану (11), которая выгибается вверх и давит через буфер (19) на шток, поворачивающий клапан (15), вследствие чего охлаждающая жидкость поступает в радиатор. В случае снижения температуры клапан термостата закрывается под воздействием возвратной пружины.