По результатам теплового расчёта строятся теоретические индикаторные диаграммы двигателя внутреннего сгорания [рис. 1] и [рис. 2].
Рис. 1. Расчётная и действительная индикаторная диаграмма четырёхтактного дизельного двигателя.
Рис. 2. Расчётная и действительная индикаторная диаграмма четырёхтактного карбюраторного двигателя.
Площадь верхней части расчётной индикаторной диаграммы aczʹzba [рис. 1] представляет собой в масштабе положительную индикаторную работу газов в одном цилиндре за цикл (Lʹi). Действительная индикаторная работа цикла (Li) будет несколько меньше вследствие наличия скруглений на верхней части индикаторной диаграммы по сравнению с теоретической диаграммой (заштрихованные области). Данные скругления обусловлены отличием действительного давления от расчётного из-за опережения зажигания (либо впрыскивания топлива), наличием фаз газораспределения и разницей в подводе теплоты теоретического и действительного циклов.
Уменьшение площади действительной индикаторной диаграммы (в сравнении с теоретической) учитывается коэффициентом полноты диаграммы φп=0,93-0,97.
Li=φп Lʹi
Площадь нижней части индикаторной диаграммы arbʹʹa – это работа ΔLi, которая затрачивается в двигателе на насосные потери (такие как впуск и выпуск) за счёт работы газов в двух цилиндрах.