Давление газов на поршень определяется по индикаторной диаграмме, которая строится по результатам теплового расчёта либо снимается с двигателя внутреннего сгорания. Для этого индикаторную диаграмму p=f(α) лучше представить в развёрнутом виде [рис. 1]. Значения давления газов при этом снимаются через определённые угловые интервалы.
Рис. 1. Развёрнутая индикаторная диаграмма четырёхтактного двигателя p=f(α).
Сила давления газов на поршень определяется из выражения
Pr=Fп(pr-p0)H
* где Fп=(πD2)4 – площадь поршня (м2); pr – давление газов на поршень, определяемое по индикаторной диаграмме в данный момент (Па); p0 – давление газов под поршнем, то есть в картере двигателя (Па).
Из-за того, что давление газов в цилиндре двигателя является величиной переменной, сила давления газов на поршень — функция Pr=f(α) угла поворота коленчатого вала [рис. 2].
Рис. 2. Изменение силы давления газов Pr, силы инерции Pi и суммарной силы P в зависимости от угла поворота коленчатого вала.