Система смазки тракторов МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л


* * *

В двигателе применена комбинированная система смазки: одна часть деталей смазывается под давлением, другая разбрызгиванием масла [рис. 23].

Система смазки двигателя

Рис. 23. Система смазки двигателя:

1) – Сливной клапан, 2) – Приёмник масляного насоса, 3) – Масляный насос, 4) – Редукционный клапан, 5) – Отводящий патрубок, 6) – Манометр системы смазки, 7) – Клапан центробежного фильтра, 8) – Масляный центробежный фильтр, 9) – Маслоизмерительный стержень, 10) – Маслозаливная горловина, 11) – Масляный радиатор.

Условные обозначения

Условные обозначения:

а) – Масло фильтрованное, неохлаждённое, идущее на слив в картер, б) – Масло нефильтрованное, неохлаждённое, идущее на слив в картер, в) – Масло нефильтрованное, неохлаждённое, г) – Масло фильтрованное, неохлаждённое, д) – Масло фильтрованное, охлаждённое, е) – Смазка деталей разбрызгиванием.

Подшипники коленчатого и распределительного валов, втулка промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса, а также клапанный механизм смазываются под давлением от шестерёнчатого масляного насоса.

Гильзы, поршни, поршневые кольца, кулачки распределительного вала, привод насоса смазываются разбрызгиванием.

Общие указания по смазке тракторов МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л.

В зависимости от условий работы деталей и времени года необходимо использовать масла различной вязкости. Используемые масла по физико-химическим свойствам должны соответствовать действующим стандартам.

Для смазки механизмов деталей двигателя следует использовать только рекомендованные производителем сорта дизельных масел.

При проведении смазки двигателя особо важное значение имеет чистота смазочных материалов. Поэтому необходимо соблюдать следующие правила:

1) Обязательно следить за тем, чтобы ёмкости с маслом были плотно закрыты крышками либо пробками.

2) При проведении заправки вытирать поверхность у горловин ёмкостей и на двигателе. Класть пробки горловин только на абсолютно чистое место.

3) Иметь специальную посуду для заправки и содержать её в чистоте.

4) Заливать масло из ведра, имеющего носик с сетчатым фильтром либо через воронку, снабжённую сеткой.

Уровень масла при заправке картера двигателя следует проверять маслоизмерительным стержнем. В заправленном неработающем двигателе уровень масла должен быть на высоте верхней метки «П» (полный) на маслоизмерительном стержне.

После заливки масла в картер нужно пустить двигатель на 2-3 минуты для заполнения системы маслом. Затем следует остановить двигатель, дать маслу стечь и снова проверить уровень масла. При необходимости добавить масло до отметки «П». Излишнее масло нужно сливать через спускное отверстие в картере.

В процессе работы двигателя обязательно нужно следить, чтобы уровень масла в картере всегда был выше нижней отметки «0» на маслоизмерительном стержне.

Замена масла в картере производится в зависимости от применяемого масла, для чего необходимо:

1) Слить всё масло из картера двигателя сразу после остановки двигателя, пока масло ещё горячее.

2) Промыть ротор центробежного фильтра, руководствуясь нижеследующими указаниями.

3) Заправить картер чистым маслом.

4) После замены масла и промывки фильтра нужно проверить на работающем двигателе все наружные соединения системы смазки.

При обнаружении течи следует устранить её. Удлинять сроки смены масла запрещено.

Во время работы двигателя с номинальным числом оборотов давление масла должно быть в пределах 2,0 – 3,5 кгс/см2. При минимальном числе оборотов холостого хода допустимо понижение давления масла до 0,5 кгс/см2 на прогретом двигателе. Если давление масла при номинальном числе оборотов ниже 1,0 кгс/см2, то двигатель надо остановить для выяснения и устранения причин понижения давления масла.

Если давление масла ниже или выше указанных пределов, то необходимо осмотреть сливной и предохранительный клапаны центробежного фильтра. Если на поверхности клапанов имеются задиры, нужно зачистить их, затем промыть гнездо и клапан. Если и после этого давление масла в системе смазки остаётся пониженным, то нужно увеличить затяжку пружины сливного клапана.

Понижение давления масла при номинальном числе оборотов вала двигателя может быть также из-за увеличенных (по причине износа) зазоров в коренных и шатунных подшипниках. В этом случае рекомендуется заменить вкладыши и перешлифовать шейки коленчатого вала на ремонтный размер.

При повышенном давлении масла (свыше 6 кгс/см2) во время пуска двигателя либо при работе на холодном масле следует отрегулировать сливной клапан в корпусе центробежного масляного фильтра.

Очистка центробежного масляного фильтра тракторов МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л.

Очистку ротора центробежного фильтра следует производить через каждые 60-120 часов работы  в зависимости от условий работы двигателя в следующем порядке:

1) Отвернуть болты (17) [рис. 24] крепления колпака, затем снять колпак.

2) Отвернуть гайку (1) и снять упорную шайбу (2).

3) Осторожно снять с оси ротор.

4) Отвернуть гайку (3) крепления стакана к корпусу ротора. Держа ротор в руках, и нажимая большими пальцами на выступающий конец колонки его корпуса, снять стакан с корпуса ротора.

5) С помощью деревянного скребка удалить слой отложений с внутренних стенок стакана ротора.

6) Снять и промыть предохранительную сетку (5).

7) Прочистить латунной либо медной проволокой (диаметром 1,5 мм) выходные отверстия (сопла) форсунок (12).

Центробежный масляный фильтр

Рис.24. Центробежный масляный фильтр:

1) – Гайка; 2) – Упорная шайба; 3) – Специальная гайка; 4) – Стакан ротора; 5) – Предохранительная сетка; 6) – Внутренний стакан; 7) – Ось ротора; 8) – Прокладка колпака; 9) – Уплотнительное кольцо; 10) – Корпус ротора; 11) – Корпус центробежного фильтра; 12) – Форсунка; 13) – Прокладка корпуса центробежного фильтра; 14) – Трубка; 15) – Клапан; 16) – Колпак центробежного фильтра; 17) – Болт; 18) – Штуцер; 19) – Заглушка штуцера; 20) – Отражатель; 21) – Специальная шайба; 22) – Втулка; 23) –Пробка редукционного клапана; 24) – Прокладка пробки редукционного клапана; 25) – Регулировочная пробка; 26) – Сливной клапан; 27) – Редукционный клапан; 28) – Пробка.

Сборку ротора и закрепление его на оси следует производить в обратной последовательности. Перед сборкой стакана с корпусом ротора уплотнительное кольцо (9) нужно смазать солидолом. После установки ротора на ось обязательно проверить вращение ротора. При правильной сборке ротор, установленный на оси, должен легко вращаться, без заеданий, рывков и биений от толчка рукой.

Работа центробежного фильтра проверяется следующим образом: после остановки двигателя в течение 30-60 секунд под колпаком ротора должен быть слышен лёгкий шум. Если шума нет, то необходимо снять ротор с оси и проверить, не засорены ли предохранительная сетка и выходные отверстия форсунок. Если из ротора, который заполнен топливом либо дизельным маслом, жидкость свободно не вытекает, то нужно его разобрать, промыть предохранительную сетку, прочистить медной проволокой выходные отверстия форсунок и собрать ротор, как было указано выше.

При работе двигателя летом в пыльных условиях и при высоких температурах охлаждающей воды операцию очистки ротора центробежного масляного фильтра следует проводить через каждые 60 часов, в зимних условиях – через каждые 120 часов работы двигателя.

Промывка набивки сапуна тракторов МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л.

Набивку сапуна нужно промывать керосином либо дизельным топливом через каждые 960 часов работы двигателя. Для этого необходимо снять крышку блока с сапуном, вынуть корпус сапуна с набивкой и промыть их. После промывки надо залить внутрь корпуса немного масла, затем, дав ему стечь, поставить сапун с крышкой на место.

Несвоевременная промывка может привести к сильному загрязнению набивки сапуна, что, в свою очередь, приведёт к повышению давления в картере и течи масла через уплотнения.

Одновременно с промывкой сапуна необходимо промывать сетку маслозаливной горловины.

Смазка подшипников водяного насоса тракторов МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л.

Подшипники водяного насоса следует смазывать через каждые 60 часов солидолом, наполняя полость подшипников корпуса насоса до появления солидола из контрольного отверстия.

Смазка топливного насоса и регулятора тракторов МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л.

Смазка топливного насоса и регулятора общая, потому что полости корпуса насоса и регулятора соединены между собой отверстием. Для смазки применяется то же дизельное масло, что и для двигателя. Масло следует заливать через отверстие в боковой стенке регулятора, которое закрывается пробкой.

Для проверки уровня масла в нижней части корпуса насоса есть контрольная пробка (4) [рис. 27]. Проверку уровня масла в корпусе насоса требуется проводить через каждые 60 часов работы.

Схема подачи топлива

Рис.27. Схема подачи топлива.

1) – Топливный бак; 2) – Фильтр грубой очистки топлива (отстойник); 3) – Пробка для слива масла; 4) – Пробка уровня масла; 5) – Топливоподкачивающий насос; 6) – Топливный насос; 7) – Сапун; 8) – Пробка для спуска воздуха; 9) – Перепускной клапан; 10) – Насос ручной подкачки; 11) – Пробка заливная; 12) – Фильтр тонкой очистки топлива; 13) – Вихревая камера; 14) – Форсунка; 15) – Сливной трубопровод.

Через каждые 240 часов работы необходимо произвести замену масла в корпусе топливного насоса, а в случае разжижения масла топливом – по мере необходимости.

Смазка пускового двигателя тракторов МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л.

Пусковой двигатель смазывается маслом, которое используется для заправки картера основного двигателя.

Смазка деталей кривошипно-шатунного механизма (подшипников верхней и нижней головок шатуна, подшипников коленчатого вала), цилиндра и поршня осуществляется маслом, которое содержится в горючей смеси (1часть масла на 15 частей бензина по объёму).

Работа пускового двигателя на бензине без примеси масла не допускается, так как это приводит к аварии пускового двигателя.

Смазку шестерен и переднего подшипника коленчатого вала нужно производить маслом, залитым в корпус редуктора. Замена масла должна осуществляться через каждые 960 часов.

Через каждые 240 часов работы основного двигателя необходимо проверить уровень масла в корпусе редуктора и, если это необходимо, долить его до уровня контрольной пробки.

5*

Яндекс.Метрика