Система смазки трактора Т-40 предназначается для осуществления непрерывной подачи масла в необходимом количестве и при заданном давлении и температуре к подшипникам и всем прочим трущимся деталям и для частичного охлаждения наиболее нагретых деталей; для очистки масла от загрязнений, которые образуются в процессе работы двигателя либо попадают с засасываемым воздухом, а также для охлаждения горячего масла.
Под давлением смазываются: коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулка шестерни топливного насоса, втулка промежуточной шестерни, втулки коромысел клапанов, сферическая головка регулировочного винта.
Смазываются разбрызгиванием: цилиндр, поршень, поршневой палец, кулачки распределительного вала, зубья шестерен распределения и привода масляного насоса, толкатели.
На рисунке 14 представлена система смазки трактора Т-40.
Рис 14. Система смазки трактора Т-40.
1) – Переключатель;
2) – Редукционный клапан;
3) – Центрифуга;
4) – Масляный радиатор;
5) – Термометр масла;
6) – Манометр;
7) – Трубка;
8) – Трубка в крышке распределительных шестерен;
9) – Клапан масляного радиатора;
10) – Сверление в картере двигателя;
11) – Каналы в щеках коленчатого вала;
12) – Масляный насос;
13) – Масляный картер;
14) – Перепускной клапан;
15) – Приёмник масляного насоса;
16) – Датчик термометра масла;
17) – Радиальный канал в шейке;
А – Капилляр термометра при установке датчика в масляном картере;
Б — Капилляр термометра при установке датчика на корпусе центрифуги.
Система смазки состоит из следующих механизмов и приборов:
приёмник (15), перепускной клапан (14), центрифуга (3), термометр (5), манометр (6), масляный радиатор (4), клапан (9) масляного радиатора, переключатель (1), масляный насос (12), редукционный клапан (2). На схеме показан путь масла к подшипникам, смазываемым под давлением.
В масляный картер (13) масло заливается через заливную горловину (4) [рис. 7], в которой имеется сетка, задерживающая крупные частицы загрязнений.
Рис 7. Двигатель Д-37М (вид слева).
К корпусу заливной горловины прикреплён счётчик (3) мото-часов. Картер вентилируется через газоотводную трубку (10) [рис. 5].
Рис. 5. Двигатель Д-37М-С1 (вид справа).