Ведущая (4) и ведомая (3) [рис. 1] шестерни масляного насоса изготовлены из хромистой стали. Обе шестерни имеют по 11 зубьев. Ширина шестерён выполняется с высокой точностью – 12 0,035 мм. Ведущая шестерня устанавливается на валик по скользящей посадке, при этом между валиком и шестернёй может быть натяг до 0,024 мм либо зазор не более 0,05 мм. При зазоре 0,1 мм требуется ремонт либо замена деталей. От проворачивания на валике шестерня удерживается сегментной шпонкой, при посадке шестерни на валик между пазом под шпонку и шпонкой обеспечивается натяг от 0,017 до 0,07 мм. При ремонте допускается оставлять детали с зазором до 0,2 мм в месте натяга, но при зазоре 0,3 мм детали подлежат ремонту либо замене.
Рис. 1. Масляный насос и его привод. Система смазки двигателя Д-21 трактора Т-25.
1) – Корпус насоса;
2) – Ось;
3) – Ведомая шестерня привода насоса;
4) – Ведущая шестерня;
5) – Валик;
6) – Крышка;
7) – Ведомая шестерня;
8) – Шестерня привода;
9) – Коленчатый вал.
В ведомую шестерню запрессована с натягом (от 0,027 до 0,095 мм) железо-керамическая втулка. Внутренний диаметр втулки развёрнут до размера 15+0,08+0,03 мм. На ось, диаметр которой 15±0,012 мм, шестерня устанавливается с зазором (от 0,03 до 0,072 мм). Допускается оставлять детали для дальнейшей работы, если данный зазор доходит до 0,2 мм, но при зазоре 0,25 мм детали подлежат ремонту либо замене.