Сборка двигателей


* * *

Общий порядок сборки. Для сборки двигателей на поточной линии в условиях специализированных ремонтных предприятий используются стенды-эстакады либо конвейеры, которые позволяют легко установить их в удобное положение для сборки. При индивидуальной сборке двигателей применяется стенд универсальный ОПР-989 [рис. 26] и другие.

Универсальный стенд ОПР-989 для разборки и сборки двигателя

Рис. 26. Универсальный стенд ОПР-989 для разборки и сборки двигателя.

1) – Основание; 2) – Труба; 3) – Вал поворота; 4) – Червячный редуктор; 5) – Блок цилиндров.

Сначала собирают блок цилиндров: нужно установить втулки и распределительный вал, втулки толкателей и толкатели, сальники и валики декомпрессора, маслопроводные трубки. Затем следует ещё раз продуть сжатым воздухом маслопроводные каналы в блоке и установить палец промежуточной шестерни, шпильки и другие детали.

В блок укладывают коленчатый вал с коренными подшипниками, затем устанавливают гильзы цилиндров, шатунно-поршневой комплект, заднюю балку и маховик, масляный насос и картер, головку цилиндров, турбокомпрессор и коромысловый механизм, топливную аппаратуру, фильтры и трубопроводы, впускной и выпускной коллекторы, водяной насос и вентилятор, редуктор, пусковой двигатель и сцепление в последовательности, которая зависит от конструкции двигателя.

Установка коленчатого вала. Рекомендуется сначала собрать и затянуть коренные подшипники без вала. Момент затяжки гаек у двигателей ЯМЗ-238НБ равен для основных болтов 422-460 Н.м.; смежных 98-118 Н.м.; А-01 и А-41 – 410-440; типа СМД – 200-220 Н.м (болтов СМД-60 – 160-180 Н.м.); Д-37М – 140-160 Н.м; ЗМЗ-53А – 110-120 Н.м; ЗИЛ-130 – 110-130 Н.м для переднего и 80-100 Н.м. для остальных подшипников. Замерами определяются их овальность, конусообразность, масляный зазор и смещение верхнего вкладыша относительно нижнего. Для того чтобы обеспечить 80%-ный ресурс, допустимы при капитальном ремонте зазоры в коренных подшипниках не более: 0,156 мм — СМД-60, 0,160 мм – А01М; 0,180 мм — А-41; 0,120 мм — Д-37М; 0,08 мм — ЗМЗ-53А; 0,065 мм — ЗИЛ-130; 0,130 мм — ЯМЗ-238НБ.

Коренные шейки вала следует смазать тонким слоем масла, установить дистанционные полукольца, затем уложить коленчатый вал. Сначала равномерно в два-три приёма затягивают средний коренной подшипник. В случае если вал легко проворачивается за болт во фланце, то затягивают равномерно остальные крышки подшипников. Если вал проворачивается туго, то его следует снять и смазать шейки тонким слоем краски. Затем нужно вновь уложить вал, провернуть, разобрать, осмотреть – по отпечаткам краски на вкладышах определить причину тугого проворачивания и устранить её.

Перемещая коленчатый вал вдоль оси, проверяют при помощи щупа осевой разбег, который для дизелей колеблется в пределах 0,1-0,4 мм, для автомобильных двигателей 0,08-0,25 мм. Осевой разбег регулируется подбором толщины дистанционных полуколец, толщины бурта установочного подшипника либо другими устройствами для двигателей данного типа.

Правильно уложенный вал должен проворачиваться от усилия руки, приложенного к шатунным шейкам.

Установка гильз в блок. Гильзы, которые устанавливаются в блок, должны быть одной размерной группы новые либо одного ремонтного размера и в блоке без уплотнительных колец свободно проворачиваться.

После установки уплотнительных колец гильзы следует запрессовать в блок, используя приспособление с гидравлическим (пневматическим) прессом либо деревянный брусок и молоток. Не допускается при запрессовке срезание уплотнительного кольца.

После проведения запрессовки гильза должна выступать над плоскостью блока на 0,10-0,21 мм для дизелей СМД-17, СМД-18; 0,09-0,15 мм для Д-240, Д-241; 0,07-0,27 мм для Д-160; 0,65-0,165 мм для дизелей остальных марок. Допускается разность в выступании гильз у одного блока не более 0,05 мм. Допускаемое без ремонта выступание составляет 0,04 мм (для дизелей А-01М и А-41 выступание составляет 0,05 мм).

При запрессованной и закреплённой головке проверяется со стороны картера овальность и конусообразность гильз на рабочем участке (допускается не более 0,03 мм).

При проведении текущего ремонта гильзы нужно устанавливать в блок, повернув вокруг оси на 90 градусов относительно прежнего положения, для того чтобы из-за уменьшения овальности увеличить последующий срок службы.

Установка шатунно-поршневого комплекта. Комплект и внутреннюю поверхность гильзы перед постановкой  нужно смазать дизельным маслом. Замки первого и второго поршневых колец располагаются под углом 180 градусов один относительно другого на поршнях дизелей ЯМЗ-238НБ, СМД-18, а между вторым и третьим – под углом 90 градусов. На поршнях двигателей ЗМЗ-53, СМД-60, А-01М и других замки располагают под углом 120 градусов один относительно другого. При этом замки не следует ставить против оси пальца.

Шатунно-поршневой комплект устанавливается в блок со стороны головки цилиндров при помощи приспособления для сжатия колец. При этом следует обращать особое внимание на правильность его расположения относительно блока (камеры сгорания, прорези в юбке поршня, стрелки на днище поршня и т. д).

Болты либо гайки шатунных подшипников затягиваются динамометрическим ключом, выдерживая момент: 240-260 Н.м. для дизелей СМД-60; 196-216 Н.м. для ЯМЗ-238НБ, ЯМЗ-240Б; 170-190 Н.м. для А-01М, А-41; 140-160 Н.м. для Д-50, СМД-17, СМД-18 и других; 100-120 Н.м. для Д-37М, Д-144, Д-21; 68-76 Н.м. для карбюраторных двигателей ЗМЗ-53Н; 70-80 Н.м. для ЗИЛ-130. В двигателях ЗМЗ-53 при сборке нижней головки шатуна выступ на крышке и номер на шатуне должны совпасть.

После установки шатунов момент проворачивания коленчатого вала не должен превышать 50 Н.м.

Днища поршней после установки шатунно-поршневого комплекта в положении в. м. т. должны выступать либо утопать относительно плоскости блока на размер, который приведён в таблице 52.

Таблица 52. Расположение днища поршней относительно плотности блока.

Марка дизеля Предельное выступание, мм Предельное утопание, мм
А-01М, А-41 0,23 0,42
СМД-60 и др. 0,50 0,00
Д-50, Д-240 0,55 0,00
Д-65 0,75 0,00
Д-37, Д-144, Д-21 0,80 1,38

После этого ставят заднюю балку, корпус уплотнения, маховик. Биение маховика радиальное и торцевое не должно превышать 0,2 мм для карбюраторных двигателей и 0,3 мм для дизельных двигателей.

Установка шестерен механизма распределения. Шестерни ставятся в зацепление по меткам, не превышая допускаемого без ремонта зазора 1,5 мм между зубьями. Продольный разбег распределительного вала регулируется ограничительным устройством либо прокладками до размера не более 0,4 мм.

Затем устанавливают картер шестерен распределения в сборе, топливный насос, крышку картера шестерен, маслонасос с приводом и закрывают блок масляным картером.

Установка головки цилиндров. На блок укладывают прокладку (без дефектов), смазанную герметиком «Эластосил» 137-83 либо графитовой пастой (40 процентов графитового порошка и 60 процентов дизельного масла). В каждый цилиндр заливается по 30 граммов дизельного масла, затем ставят головку на блок в сборе с клапанным механизмом. Последовательность затяжки гаек крепления головки цилиндров представлена на [рис.119]. Значения крутящих моментов приведены в таблице 8.

Последовательность затяжки гаек крепления головок цилиндров двигателей

Рис. 119. Последовательность затяжки гаек крепления головок цилиндров двигателей:

А) — ЯМЗ-240Б; б) — ЗМЗ-53; в) — СМД-60 и его модификации; г) — А-01М; д) — ЯМЗ-238НБ; г) — А-41.

Таблица 8. Зазоры в клапанном механизме.

Дизели Момент
затяжки,
Н.м
Состояние
дизеля
Зазоры в клапанах, мм
номинальные допустимые
впускном выпускном впускном выпускном
ЯМЗ-240Б,
ЯМЗ-238НБ
220-240 Холодный 0,25-0,30 0,25-0,30 0,20-0,40 0,20-0,40
Д-240,
Д-240Л
160-180 Холодный 0,25-0,30 0,25-0,30 0,20-0,35 0,20-0,35
СМД-62 220-240 Холодный 0,46-0,50 0,46-0,50 0,41-0,55 0,41-0,55
Д-50,
Д-50Л
160-180 Холодный 0,25 0,25 0,15-0,30 0,15-0,30
А-41,
А-01М
160-180 Холодный 0,25-0,30 0,25-0,30 0,20-0,35 0,20-0,35
СМД-14,
СМД-14Н
200-220 Холодный 0,40-0,45 0,40-0,45 0,35-0,50 0,35-0,50
Д-37Е,
Д-144
100-130 Холодный 0,30 0,30 0,45 0,45
ЗМЗ-53 130-180 Холодный 0,30 0,30 0,35 0,35
ЗИЛ-130 100-120 Холодный 0,30 0,30 0,35 0,35

Ставят штанги толкателей и механизм коромысел в сборе, так чтобы добиться совпадения осей симметрии бойка коромысла и стержня клапана с отклонением до 0,1 мм, а также прилегания бойка коромысла к торцу стержня клапана по всей поверхности.

Регулируют зазор (согласно таблице 8) между бойком коромысла и торцом стержня клапана при закрытых клапанах на такте сжатия. Для горячих двигателей  зазоры должны быть уменьшены на 0,05 мм против нормального значения.

Устанавливаются крышки клапанов, впускной и выпускной коллекторы и механизм декомпрессии. Регулировку декомпрессора производят при включённой компрессии. Отвернув контргайку, завёртывают регулировочный винт до выборки зазора между бойком коромысла и торцом стержня клапана. После этого снова повёртывают винт по часовой стрелке на 0,5-0,8 оборота и закрепляют контргайкой.

Заканчивают сборку двигателя постановкой турбокомпрессора, топливной аппаратуры, пускового двигателя с редуктором, водяного насоса, вентилятора и др.

8*

Яндекс.Метрика