Рис. 1. Мотовило комбайнов «Нива», «Колос», «Енисей».
1) – Луч крестовины;
2) – Граблина мотовила;
3) – Шпренгель;
4) – Вал мотовила;
5) – Предохранительная муфта привода мотовила;
6) – Ползун;
7) – Поводок эксцентрика;
8) – Пластина роликов;
9) – Левая крестовина эксцентрика.
Устройство мотовила. В комбайнах «Енисей», «Нива» и их модификациях в основе мотовила находится труба, на которой смонтированы крестовины, образующие вместе с растяжками и лучами жёсткий каркас. Мотовило оснащено эксцентриковым механизмом, обеспечивающим постоянный наклон граблин относительно плоскости поля. Регулировка наклона лопастей либо граблин осуществляется путём перемещения пластины (8) вдоль тяги, имеющей отверстия. При фиксации планки на первом переднем отверстии тяги граблина наклонится вперёд на 15 град., на втором – займёт вертикальное положение, на третьем и четвёртом – отклонится назад соответственно на 15 и 30 град.
Рис. 2. Крепление вала двухэксцентрикового мотовила на правой поддержке.
6) – Ползун;
7) – Поводок эксцентрика;
10) – Штифт для подсоединения гидроцилиндра выноса мотовила;
11) – Поддержка мотовила;
12) – Правая крестовина эксцентрика.
Рис. 3. Соединение крестовины эксцентрика с основной крестовиной.
13) – Граблина с пружинными пальцами;
14) – Защитная пластина крестовины эксцентрика.
Привод мотовила осуществляется посредством клиноремённого гидрофицированнного вариатора, пары цепных передач, а также предохранительной фрикционной муфты. Принцип работы аналогичен вариатору мотовила комбайна «Дон».
Рис. 4. Вариатор мотовила.
15) – Цапфа;
16) – Неподвижный диск с пальцем;
17) – Подвижный диск;
18) – Пружина сжатия;
19) – Стопорное кольцо;
20) – Звёздочка привода мотовила;
21) – Упорный подшипник;
22) – Крестовина;
23) – Шпилька;
24) – Шток;
25) – Кронштейн;
26) – Штифт;
27) – Гидроцилиндр.