В конструкцию бортового редуктора (правого и левого) входит корпус (10), крышка (12), ведущий вал-шестерня (17), передающий вращение через зубчатое колесо (7) и планетарную передачу на ось (14) ведущего колеса. Ведущие валы-шестерни редукторов получают вращение от коробки диапазонов посредством полуосей и шлицевых втулок. Необходимость регулировки подшипников оси (14) может возникать в процессе эксплуатации моста при увеличении свободного осевого перемещения ведущего колеса. Данная регулировка проводится таким способом:
— поднять (при помощи домкрата) мост так, чтобы ведущее колесо не касалось земли, снять колесо, отъединить редуктор от балки;
— снять крышку (8) и расконтрить гайку (9);
— закручивать гайку и одновременно поворачивать ось (14), добиваясь тугого вращения оси;
— отпустить гайку (9) на 1/8 оборота, законтрить её;
— закрепить крышку (8), установить редуктор на место;
— подсоединить и прокачать тормозную систему;
— проверить уровень смазки в редукторе.
Крепление бортового редуктора к балке может осуществляться в двух вариантах. Это позволяет изменить высоту расположения оси ведущего колеса. Так предоставляется возможность сохранения высоты комбайна путём применения шин ведущих колёс различного диаметра. Для этого на редукторах имеется одно отверстие для заливки масла, два контрольных отверстия и одно отверстие для слива.
Рабочие тормоза ведущих колёс дискового типа с раздельным гидроприводом закрепляются на бортовых редукторах и передают тормозной момент на вал-шестерню (17). Работа тормоза осуществляется следующим образом: под действием толкателя (1) гидроцилиндра тормоза поворачивается рычаг (2), который через тяги (20) и (21) поворачивает диски (23) один относительно другого. При этом шарики (25), перекатываясь в лунках (22) переменной глубины, раздвигают диски (23) и прижимают фрикционные диски (26) к корпусу (27).
Сцепление и дисковые тормоза не требуют регулирования в процессе эксплуатации комбайна. Износ фрикционных накладок компенсирует перемещение поршня со штоком исполнительного цилиндра и заполнение тормозной жидкостью образовавшегося объёма из подпитывающего бака.
Фрикционные накладки заменяются новыми при уменьшении их толщины до 3 мм и появлении признаков неполного торможения.
Рис. 1. Бортовой редуктор моста ведущих колёс комбайна «Дон».
1) – Толкатель;
2) – Рычаг гидроцилиндра;
3) – Рычаг стояночного тормоза;
4) – Рычаг управления стояночным тормозом;
5) – Гидроцилиндр тормоза;
6) – Балка моста;
7) – Зубчатое колесо;
8) – Крышка;
9) – Гайка крепления оси ведущего колеса;
10) – Корпус бортового редуктора;
11) – Коронная шестерня;
12) – Крышка бортового редуктора;
13) – Зубчатое колесо сателлита;
14) – Ось ведущего колеса;
15) – Солнечная шестерня;
16) – Водило;
17) – Вал-шестерня;
18) – Дисковый тормоз;
19) – Пружина.
Рис. 2. Дисковый тормоз бортового редуктора.
2) – Рычаг гидроцилиндра;
17) – Вал-шестерня;
20) – Тяга;
21) – Тяга;
22) – Лунка;
23) – Диски;
24) – Стяжная пружина;
25) – Шарик;
26) – Фрикционные диски;
27) – Корпус дискового тормоза.