Вращательный привод на ведущие колёса осуществляется посредством промежуточной клиноремённой передачи и одноконтурного вариатора.
Движение от ведущего шкива, который установлен на коленчатом валу двигателя, передаётся на шкив, совмещённый с неподвижным диском (9).
В конструкцию вариатора привода ходовой части входят:
— ведущий шкив, смонтированный на рамке. Рамка жёстко закреплена на боковине рамы молотилки комбайна и может передвигаться для натяжения ремней.
— ведомый шкив, установленный на приводном валу моста ведущих колёс.
В состав ведущего шкива вариатора входит неподвижный диск (9) со шкивом промежуточной передачи, который закреплён на валу (18); подвижный диск (10), цилиндр (14), кольцевым поршнем которого служит ступица (17). Вал (18) ведущего шкива устанавливается в рамке (1) и наружной плите (2) на подшипниках (7) и (15). Жидкость подаётся к гидроцилиндру через штуцер (4), смонтированный в валу (18) на подшипниках (6).
Конструкция приводного вала с ведомым шкивом вариатора включает в себя: диск (26), жёстко закреплённый на полом валу (32); подпружиненный диск (27), который установлен на полом валу с возможностью проворота и осевого перемещения; ступицу (31), которая жёстко соединена с полым валом; два спиральных кулачка (28) и (33), укреплённых на ступице (31) и диске (27); шлицевую муфту (20) с плавающим валом (24), который соединён со ступицей (31) при помощи шлицев. Полый вал (32) монтируется на двух подшипниках (22) и (25) в корпусе (23), который крепится к балке моста ведущих колёс болтами.
Приводной вал соединён с валом сцепления коробки диапазонов шлицевой муфтой (20).
Путём передвижения рычага (расположен в кабине на рулевой колонке) можно изменить режим работы вариатора. Когда рычаг установлен в позицию, соответствующую увеличению скорости комбайна, происходит поступление жидкости под давлением в гидроцилиндр (14) и перемещение диска (10) в сторону сближения с диском (9), вытесняя вариаторный ремень на большой диаметр. При этом синхронно уменьшается диаметр, который соответствует расположению ремня на ведомом шкиве вариатора. Когда рычаг устанавливается в позицию, обусловливающую снижение скорости комбайна, происходит падение давления в полости гидроцилиндра. Под действием пружины ведомого шкива вариатора диск (27) передвигается в сторону диска (26). Увеличивается диаметр, на котором располагается ремень, и жидкость из гидроцилиндра ведущего шкива вытесняется на слив.
В сочетании с коробкой диапазонов вариатор позволяет обеспечить скорость комбайна 0,7-21 км/ч. Скорость плавно изменяется в пределах одной передачи.
Рис. 1. Вариатор ходовой части комбайна «Дон-1200».
1) – Рамка ведущего шкива вариатора;
2) – Наружная плита рамки;
3) – Рукав высокого давления;
4) – Штуцер;
5) – Запорное кольцо;
6) – Подшипники штуцера для подвода жидкости;
7) – Подшипник вала ведущего шкива;
8) – Поликлиновой ремень;
9) – Неподвижный диск со шкивом промежуточной передачи;
10) – Подвижный диск ведущего шкива вариатора;
11) – Вариаторный ремень;
12) – Направляющий палец;
13) – Фланец;
14) – Цилиндр;
15) — Подшипник вала ведущего шкива;
16) – Стопорная шайба;
17) – Ступица;
18) – Вал ведущего шкива;
19) – Сцепление;
20) – Шлицевая муфта;
21) – Стопорное кольцо;
22) – Подшипник;
23) – Корпус подшипников с кронштейном;
24) – Плавающий вал (вал ведомого шкива);
25) — Подшипник;
26) – Неподвижный диск ведомого шкива вариатора;
27) – Подпружиненный (подвижный) диск ведомого шкива вариатора;
28) – Спиральный кулачок;
29) – Ступица подвижного диска;
30) – Пружина;
31) — Ступица;
32) – Полый вал;
33) — Спиральный кулачок.
Рис. 2. Конструкция вариатора ходовой части комбайна «Дон-1200».
4) – Штуцер;
5) – Запорное кольцо;
6) – Подшипники штуцера для подвода жидкости;
7) – Подшипник вала ведущего шкива;
17) – Ступица;
18) – Вал ведущего шкива;
34) — Стопорное кольцо.