Сцепление комбайна «Дон-1200» включает в себя разъёмный корпус (7), ведущую ступицу (9), нажимной диск (10), взаимодействующий с диафрагменной пружиной (11). Выключение сцепления производится посредством гидроцилиндра (1). Воздействуя на рычаг (5) и выжимной подшипник (6), гидроцилиндр нажимает на пружину (11), которая отводит ведущий диск (10) от ведомого диска (8) и таким образом прекращает передачу крутящего момента на коробку диапазонов. Ступица (9) сцепления вращается приводным валом, размещённым на балке моста и соединённым со ступицей через промежуточный вал.
За время эксплуатации не требуется регулировка сцепления, потому что выжимной подшипник (6) постоянно вращается, упираясь своей ступицей в пружину (11) с усилием, которое создаётся пружиной гидроцилиндра (1). При постепенном износе фрикционных накладок концы лапок диафрагменной пружины (11) передвигают выжимной подшипник и выжимной рычаг, который устанавливает поршень (2) гидроцилиндра в новое положение. Фрикционные накладки ведомого диска (8) подлежат замене, когда их толщина уменьшается до 3 мм.
Для визуального осмотра сцепления в корпусе имеются два люка с крышками. Состояние резиновых прокладок под указанными крышками должно контролироваться весь период эксплуатации моста, так как нарушение их герметичности может повлечь за собой проникновение пыли и пожнивных остатков в полость сцепления, а также привести к уменьшению передаваемого крутящего момента либо к полному отказу сцепления из-за чрезмерного скопления сорных примесей между кожухом и диафрагменной пружиной.
Управление тормозами моста ведущих колёс – гидравлическое, при помощи педалей и главных тормозных цилиндров либо механическое – рычагом стояночного тормоза.
После того, как усилие с педалей снято, они под действием пружины (17) возвращаются в исходное положение. При этом резиновые буферы упираются в настил площадки водителя.
Под стойками педалей размещены главные тормозные цилиндры, соединённые трубопроводами с подпитывающими бачками и через регулятор давления с исполнительными цилиндрами тормозов. Регулировка педалей по высоте осуществляется при помощи вилки (18) толкателя главного цилиндра. При полностью выдвинутом толкателе (20) ограничительная пластина стойки педали должна находиться на расстоянии 10-15 мм от настила.
При нажатии на педаль толкатель исполнительного цилиндра передвигается под давлением жидкости, создаваемым в главном цилиндре, и поворачивает рычаг через тяги вместе с дисками, которые раздвигаются по мере поворота и прижимают фрикционные диски тормоза к корпусу.
В корпусе (23) главного цилиндра размещён поршень (24). Головка поршня разделяет полость цилиндра на две части:
— полость А. Тормозная жидкость из полости А через штуцер (29) и угольник (30) нагнетается в исполнительный цилиндр включения тормоза.
— полость В.
В головке поршня установлен перепускной клапан, через который жидкость, при движении поршня вверх из полости В, перемещается в полость А.
Клапан (25) – это плоская шайба, находящаяся между головкой поршня с шестью отверстиями Б и манжетой (31). Тормозная жидкость поступает в цилиндр из бачков (имеются на задней стенке кабины) через штуцер (33). Внешний конец поршня (24) уплотнён манжетой (32). Шайбой (упором) (22) и стопорным кольцом (21) поршень удерживается в верхнем положении.
Толкатель (20) сферической головкой опирается на торец поршня. Он соединён с педалью тормоза при помощи вилки (18) и вместе с цилиндром защищён колпаком (чехлом) (19).
Рис. 1. Сцепление ходовой части комбайна «Дон-1200».
1) – Гидроцилиндр;
2) – Поршень гидроцилиндра;
3) – Зубчатое колесо z=37;
4) – Толкатель;
5) – Выжимной рычаг;
6) – Выжимной подшипник;
7) – Корпус сцепления;
8) – Ведомый диск;
9) – Ведущая ступица сцепления;
10) – Нажимной диск;
11) – Диафрагменная пружина;
12) – Промежуточный вал;
13) – Шаровая опора;
14) – Вал сцепления;
15) — Зубчатое колесо z=19.
Рис. 2. Схема работы сцепления.
1) – Гидроцилиндр;
5) – Выжимной рычаг;
9) – Ведущая ступица сцепления;
10) – Нажимной диск.
Рис. 3. Управление основными тормозами комбайна «Дон».
16) – Стойка педали тормоза;
17) – Пружина возврата педали;
18) – Вилка толкателя;
19) – Защитный колпак;
20) – Толкатель;
21) – Стопорное кольцо;
22) – Упор;
23) – Корпус гидроцилиндра;
24) – Поршень;
25) – Клапан поршня;
26) – Пружина поршня;
27) – Клапан;
28) – Упорное кольцо;
29) – Штуцер;
30) – Угольник;
31) – Манжета;
32) – Манжета;
33) – Штуцер.