Работа объёмного гидропривода осуществляется по следующему принципу: двигатель вращает входной вал (1) реверсивного регулируемого насоса (2), с которым связаны насос подпитки (8) и блок цилиндров (11). Насос подпитки (8) всасывает рабочую жидкость из резервуара (23) через фильтр (24), затем подаёт её в гидролинию низкого давления А, а через обратный клапан (9) в гидролинию низкого давления Г, которая связана с всасывающей полостью реверсивного регулируемого насоса и с выходной полостью нерегулируемого гидромотора (17). Настройкой переливного клапана (15) определяется величина давления в гидролиниях А и Г. Предохранительный клапан (7) служит для защиты гидролинии низкого давления от перегрузок. Клапан (7) настраивают на давление, превышающее настройку переливного клапана (15) на 0,2-0,3 МПа.
Рабочая поверхность наклонной шайбы в исходном положении перпендикулярна оси вращения вала (1) – производительность насоса равняется нулю. Её регулировка производится посредством системы управления: при перемещении рычага управления (5) изменится положение золотника управления (6). В результате этого рабочая жидкость из гидролинии А попадает в гидролинию В управления, а оттуда к гидроусилителю (10) механизма поворота наклонной шайбы. Под воздействием давления рабочей жидкости из системы управления перемещается наклонная шайба – обеспечивается увеличение производительности насоса. Посредством звена обратной связи (25) золотник управления (6) возвращается в такое положение, при котором достигается и постоянно поддерживается требуемый угол наклона шайбы (13), который задан рычагом управления (5). Вращающийся блок цилиндров (11) перемещает по наклонной шайбе плунжеры, которые нагнетают рабочую жидкость в гидролинию высокого давления Б. Рабочая жидкость из гидролинии Б, попадая в блок цилиндров (21) гидромотора (17) и перемещая плунжеры по неподвижной наклонной шайбе (18), начинает вращать блок цилиндров (21) и выходной вал (19). Далее по гидролинии Г рабочая жидкость возвращается во всасывающую полость.
При работе объёмного гидропривода в установившемся режиме насос подпитки непрерывно подаёт рабочую жидкость в гидролинии низкого давления, восполняя её утечки. Остальная жидкость постоянно сбрасывается в корпус мотора (17) через переливной клапан (15). Образовавшиеся из-за негерметичности системы утечки рабочей жидкости накапливаются в корпусе гидромотора, где соединяются с жидкостью, сбрасываемой переливным клапаном. Далее, по дренажной гидролинии Д они попадают в корпус насоса, где, соединяясь с утечками насоса, проходят через охладитель (22) в резервуар (23), обеспечивая требуемый температурный режим системы. Главные предохранительные клапаны (16) предназначены для защиты гидравлической системы от перегрузок. Шунтирующий клапан (14) осуществляет разделение гидролиний низкого и высокого давления и соединение гидролинии низкого давления с переливным клапаном (15).
Конструкция объёмного гидропривода включает в себя три основные системы:
— главная система;
— система подпитки;
— система регулирования.
Главная система служит для передачи мощности от входного вала (1) насоса к выходному валу (19) мотора. В неё входит линия высокого давления подачи масла, состоящая из поворотной шайбы (13), блоков цилиндров (11) и (21), предохранительных клапанов (16), наклонной шайбы (18).
Системой подпитки обеспечивается компенсация утечки масла в насосе (2) и моторе (17), минимальное давление при нейтральном положении главной системы, непрерывная замена масла из резервуара, подача масла в систему регулирования. Система подпитки состоит из насоса (8), двух обратных клапанов (9) подачи масла в главную систему, предохранительного клапана (7) насоса подпитки, переливного клапана (15) линии подпитки, шунтирующего клапана (14) мотора. Шунтирующий клапан обеспечивает сток горячего масла под низким давлением в переливной клапан (15), далее в корпуса мотора и насоса, а затем в резервуар (23).
Система регулирования предназначается для изменения подачи масла в мотор.
Рис. 1. Схема работы объёмного гидропривода комбайна «Дон-1500».
А – Гидролиния низкого давления;
Б — Гидролиния низкого давления;
В – Гидролиния управления;
Г –Гидролиния высокого давления;
Д – Дренажная гидролиния.
1) – Входной вал насоса;
2) – Реверсивный регулируемый насос;
3) – Пружина гидроусилителя;
4) – Регулирующий клапан (клапан управления положением шайбы);
5) – Рычаг управления;
6) – Золотник управления положением шайбы;
7) – Предохранительный клапан системы подпитки насоса;
8) – Насос подпитки;
9) – Обратные клапаны системы подпитки;
10) – Гидроусилитель механизма поворота шайбы насоса;
11) – Блок цилиндров насоса;
12) – Плунжер насоса;
13) – Поворотная шайба;
14) – Шунтирующий клапан;
15) – Переливной клапан;
16) – Главные предохранительные клапаны линии высокого давления;
17) – Гидромотор;
18) – Наклонная шайба гидромотора;
19) – Выходной вал мотора;
20) – Плунжер мотора;
21) – Блок цилиндров гидромотора;
22) – Радиатор;
23) – Масляный резервуар;
24) – Фильтр;
25) – Звено обратной связи.