Техническое обслуживание тормозной системы трактора ДТ-20


* * *

Техническое обслуживание тормозной системы трактора ДТ-20 состоит в своевременной регулировке, контроле за состоянием деталей, периодической очистке от загрязнений. Если имеет место износ фрикционных накладок тормозных лент, то это влечёт за собой увеличение зазора между шкивом и накладками и увеличение хода тормозных педалей. Вследствие этого не будет обеспечиваться требуемая и надёжная затяжка лент на шкивах, а значит, нарушится нормальная работа тормозов.

Замеренный у подушек нормальный ход педалей до полного затягивания лент равен 50-60 мм. Уменьшение хода педалей, как правило, вызванное засорением паза под рычагом педали, устраняется следующим образом: вынуть пальцы крепления педали (13) и защёлки (14) [рис. 1], снять защёлку, отвести педаль и очистить паз от грязи.

Тормоз трактора ДТ-20

Рис. 1. Тормоз трактора ДТ-20.

1) – Установочный винт;

2) – Рукав тормоза;

3) – Тормозная лента;

4) – Шкив тормоза;

5) – Шпонка;

6) – Вал шестерни;

7) – Стопорное кольцо;

8) – Длинная тяга;

9) – Короткая тяга;

10) – Т-образная тяга;

11) — Педаль блокировки;

12) –Регулировочная вилка;

13) – Педаль тормоза;

14) – Защёлка;

15) — Регулировочная вилка;

16) – Пружина;

17) – Крышка рукава;

18) — Пружина;

19) – Болт;

20) – Стопорный винт;

21) – Валик блокировки;

22) – Шайба;

23) – Втулка валика блокировки;

24) – Картер бортовой передачи.

Увеличение свободного хода педалей трактора ДТ-20 устраняется таким способом: — Отвернуть на два-три оборота контргайку установочного винта (1) тормозной ленты в нижней части рукава (2) и завинтить винт до соприкосновения тормозной ленты (3) со шкивом (4);

— Отвернуть винт на ¾-1 оборот и закрепить его в данном положении контргайкой;

— Вынуть пальцы крепления педалей и защёлки к регулировочным вилкам (15) и к крышке (17) рукава, снять педаль и защёлку;

— Навинтить обе регулировочные вилки на тяги (8) и (9) тормозной ленты, сделав два-три оборота, что позволит достичь уменьшения зазора между шкивом и накладкой тормозной ленты;

— Установить на место педаль и защёлку;

— Проверить величину хода педалей. Регулировку следует повторить, если величина хода педали отличается от нормальной.

Регулировка выполнена неправильно, если педаль отводится оттяжными пружинами (16) в крайнее положение, а лента не притормаживает шкив.

После проведения регулировки каждого тормоза следует проверить одновременность их действия при нажатии на педаль блокировки. Одновременность торможения достигается путём регулировки длины тяги (10), которая соединяет рычаг педали каждого тормоза с рычагом валика педали блокировки. В свободном состоянии рычаг педали (11) блокировки должен упираться хвостовиком во фланец крышки тормозного рукава.

При сборке тормозов необходимо проверить правильность установки оттяжных пружин. Если в рукава попало масло и замаслились накладки, даже правильно отрегулированный тормоз не может надёжно работать. Масло может попасть в тормозной рукав из главной передачи либо из конечной передачи из-за износа либо старения каркасных резиновых сальников.

В нижней части тормозного рукава для стока масла предусмотрено отверстие, в которое вставлен шплинт. Если при замасливании накладок и при нормальной регулировке тормоз пробуксовывает, то необходимо промыть ленту керосином. С этой целью после остановки трактора нужно слить из рукавов скопившееся масло, затем залить в рукав примерно два литра чистого керосина.

Заливка керосина производится через одно из отверстий, в которые завёрнуты болты крепления крышки тормоза к рукаву. Следует вывернуть один из таких болтов, а сливное отверстие (с предварительно извлечённым из него шплинтом) закрыть деревянной пробкой.

Далее необходимо поездить на тракторе ДТ-20 в течение 15-20 минут на третьей и четвёртой передачах вперёд и назад, используя при движении тормоза. Затем требуется слить керосин, залить чистый и повторить данную операцию вторично.

Если путём промывки тормозов не удалось устранить буксование, то следует разобрать тормоз и проверить  состояние накладок, для чего необходимо:

1) – Отъединить и снять тяги (10), которые соединяют педали с валиком блокировки, отвинтить стопорные винты (20), снять с валика блокировки педаль и рычажок;

2) –Снять пружину (16), расшплинтовать пальцы педали и защёлки, вынуть их, снять педали и защёлку;

3) – Отвернуть гайки крепления рукава к корпусу главной передачи, снять рукав вместе с конечной передачей (предварительно снять колесо, крылья, провода);

4) – Вывинтить регулировочные вилки (15) на обоих концах тормозной ленты, а также установочный винт (1) в нижней части тормозного рукава;

5) – Снять крышку (17), отвернув болты крепления крышки тормозного рукава;

6) – Отцепить отжимные пружины (18) тормозной ленты, вынуть ленту из рукава со стороны фланца.

В случае замасливания накладок их необходимо промыть в керосине (бензине)  и высушить. Запрещается использование ленты с трещинами, надрывами и прочими повреждениями. Накладки должны быть плотно прикреплены трубчатыми латунными заклёпками к ленте. Головки заклёпок должны утопать относительно рабочей поверхности ленты на 1,5-2,0 мм. Лента должна плотно облегать шкив. Накладки должны касаться шкива во всех точках.

Сборка тормоза осуществляется в обратном порядке. Длинный конец ленты необходимо располагать по ходу трактора.

11*

Яндекс.Метрика