Техническое обслуживание пускового устройства двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А


* * *

Техническое обслуживание стартера СТ212-Б двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А. Для безотказной работы стартера следует соблюдать правила его эксплуатации и технического обслуживания.

Перед тем как установить стартер на двигатель необходимо удалить пыль, масло, грязь и краску с посадочных мест на стартере и двигателе. Запрещена установка прокладок между картером маховика и стартером.

В процессе запуска двигателя продолжительность работы (непрерывной) стартера должна быть не более 15 с. Повторное включение стартера СТ212-Б допускается только после минутного перерыва. В случае неудачных попыток запуска после двух-трёх включений необходимо выяснить причину плохого пуска двигателя.

Проверка надёжности и чистоты мест крепления стартера осуществляется ежесменно. Частые повторные включения стартера (без необходимого перерыва) влекут за собой поломку шестерни стартера. Причиной этому служит возникающий обратный ход маховика (при сжатии в цилиндрах), при котором зубья шестерни, после входа в зацепление (на незначительную глубину) с венцом, подвергаются большой нагрузке, которая и приводит к поломке. Стартер СТ212-Б нужно отключать сразу же после начала работы двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А. Задержка в выключении способна привести к заеданию втулок шестерни, а также увеличению оборотов якоря до разносных.

Очистка поверхности коллектора и щёток от грязи и пыли производится через 2280 мото/ч. Для удаления нагара с коллектора применяется мелкая стеклянная шкурка (зернистость 100), после чего коллектор продувается сжатым воздухом. Проверяется перемещение щёток в щёткодержателях. Передвижение щёток должно быть свободным, без заедания.

Проверяется состояние контактов. Подгоревшие места следует зачистить напильником с мелкой насечкой, а затем продуть сжатым воздухом. Очистке от масла, грязи и пыли подвергаются наружные и внутренние поверхности корпуса, якоря, включателя и крышек, для чего стартер снимается с двигателя и разбирается. Очистка деталей стартера осуществляется с помощью сжатого воздуха либо протирания. Запрещена промывка деталей стартера в воде либо керосине. В случае сильного износа либо подгорания коллектора его следует проточить, а потом зачистить стеклянной шкуркой (зернистость 100).

Проверяется давление щёток на коллектор. Усилие в момент отрыва конца пружины от щётки должно составлять 750-1000 кг. Пониженное давление влечёт за собой резкое увеличение искрения под щётками, подгорание пластин коллектора, а также потерю мощности стартера СТ212-Б. Повышенное давление приводит к быстрому износу щёток.

В случае значительного подгорания контактов тягового реле их следует зачистить стеклянной шкуркой. Если наблюдается сильный износ контактных болтов в местах соприкосновения с контактным диском, то их необходимо повернуть на 180 град., а контактный диск установить другой стороной.

Проверяется состояние зубьев шестерни, а также венца маховика, в случае большого износа они заменяются. Производится смазывание дизельным маслом подшипников, шеек вала, шлицов на валу и втулках. После сборки стартер требуется испытать и отрегулировать.

Стартер испытывается вместе с аккумуляторной батареей, которая заряжена не менее чем на 75%, с использованием проводов аналогичной длины, что применяются на тракторе. Дефекты сборки выявляются путём испытания на холостом ходу. При испытании на холостом ходу выявляются дефекты сборки. В случае наличия перекосов, а также малых зазоров во втулках, обороты холостого хода не превысят 5000 в минуту, потребляемый ток будет более 130 А. Работа щёток также проверяется на холостом ходу. Под щётками не должно быть большого искрения. В процессе полного торможения стартер СТ212-Б должен развивать момент не менее 7 кгм (потребляемый ток не более 1350 А).

Регулировка включения стартера СТ212-Б двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А.Контакты реле стартера должны начинать замыкаться только тогда, когда расстояние от шестерни (14) [рис. 1] до торца упорной шайбы будет находиться в пределах 3±1 мм. После того как контакты замкнулись плунжер реле должен иметь дополнительный ход не менее 1,5 мм. Для его регулировки необходимо передвинуть серьгу по тяге (8), для чего следует предварительно ослабить стопорный винт.

Стартер СТ212-Б двигателя Д-37МС1 тракторов Т-40 и Т-40А

Рис. 1. Стартер СТ212-Б двигателя Д-37МС1 тракторов Т-40 и Т-40А.

1) – Пластина коллекторная;

2) – Щёткодержатель;

3) – Выводной болт;

4) – Контактный диск;

5) – Шток;

6) – Тяговое реле;

7) – Якорь тягового реле;

8) – Тяга;

9) – Втулка;

10) – Рычаг;

11) – Вилка рычага отводки;

12) – Пружина отводки;

13) – Ведущие шайбы;

14) – Шестерня;

15) – Втулка;

16) – Обойма;

17) – Втулка;

18) – Вал стартера;

19) – Крышка стартера;

20) – Внутренняя крышка;

21) – Корпус;

22) – Обмотка возбуждения;

23) – Якорь;

24) – Щётки;

25) – Наружная крышка.

Техническое обслуживание пускового двигателя ПД-8 двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А. В бак пускового двигателя ПД-8 заливается смесь из 15 частей (по объёму) автомобильного бензина и 1 части дизельного масла. Непосредственно перед заливкой необходимо тщательно перемешать смесь.

Через 60 мото/ч работы основного двигателя нужно слить отстой из стакана бензоотстойника и прочистить отверстие в крышке бака.

Через 240 мото/ч следует очистить от нагара и промыть свечу бензином, затем проверить зазор в свече (зазор должен равняться 0,6 мм). Далее устанавливается зазор в прерывателе (величина зазора – 0,25-0,35 мм). Фильтрующий элемент воздухоочистителя промывается дизельным топливом.

Через 960 мото/ч  необходимо промыть бак пускового двигателя ПД-8, бензоотстойник, поплавковую камеру, а также топливопроводящий штуцер карбюратора. Проверяется затяжка гаек крепления цилиндра.

Через 1920 мото/ч производится удаление нагара на коллекторе стартера. Проверяется давление щёток на коллектор (величина давления – 1050-1350 г). Перемещение щёток в щёткодержателях должно быть свободным.

В случае демонтажа магнето с пускового двигателя ПД-8 двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А следует проверить угол опережения зажигания. Для этого нужно установить поршень в положение, когда он не доходит до в.м.т. на 4,8-5,5 мм (соответствует положению кривошипа коленчатого вала 28-30 град до в.м.т), а затем повернуть валик магнето до начала размыкания контактов прерывателя. В данном положении необходимо соединить полумуфты привода магнето.

По завершении ремонта двигателя, замены регулятора либо его деталей производится регулировка числа оборотов двигателя. Дроссельная заслонка карбюратора при остановленном двигателе должна быть полностью открыта. Регулировка положения её тяги осуществляется путём изменения длины тяги, которая соединяет наружный рычаг (1) [рис. 2] регулятора с дроссельной заслонкой.

Пусковой двигатель ПД-8 двигателя Д-37МС2 тракторов Т-40 и Т-40А

Рис. 2. Пусковой двигатель ПД-8 двигателя Д-37МС2 тракторов Т-40 и Т-40А.

1) – Наружный рычаг;

2) – Ведущая шестерня коленчатого вала;

3) – Электрический стартер;

4) – Подшипник;

5) – Пробка;

6) – Кривошипный палец;

7) – Отверстие;

8) – Ролик;

9) – Канавка;

10) – Шатун;

11) – Канал;

12) – Цилиндр;

13) – Выпускная труба;

14) – Поршневой палец;

15) – Кожух;

16) – Поршень;

17) – Поршневое кольцо;

18) – Прокладка;

19) – Головка цилиндра;

20) – Кожух;

21) – Искровая зажигательная свеча;

22) – Верхняя головка шатуна;

23) – Карбюратор;

24) – Воздухоочиститель;

25) – Крышка;

26) – Впускной патрубок;

27) – Ручной стартер;

28) – Храповик стартера;

29) – Храповик коленчатого вала;

30) – Корпус вентилятора;

31) – Крыльчатка вентилятора;

32) – Маховик;

33) – Лист;

34) – Правая цапфа коленчатого вала;

35) – Задняя половина картера;

36) – Подшипник;

37) – Передняя половина картера;

38) – Левая цапфа коленчатого вала;

39) – Шестерня привода регулятора;

40) – Вал регулятора;

41) – Упорная шайба;

42) – Шарик;

43) – Ведущий диск;

44) – Подвижный диск;

45) – Крышка картера;

46) – Упорный шарик;

47) – Рычаг;

48) – Направляющий палец;

49) – Пружина регулятора;

50) – Регулировочный винт;

51) – Магнето;

52) – Промежуточная шестерня.

В процессе увеличения оборотов (выше номинальных) регулятор прикрывает дроссельную заслонку и ограничивает таким образом максимальные обороты холостого хода. Регулировка данных оборотов производится на работающем двигателе после его прогрева. Увеличение оборотов происходит за счёт ввёртывания винта (50), а уменьшение – за счёт вывёртывания.

Техническое обслуживание редуктора пускового двигателя ПД-8 двигателя Д-37МС2 тракторов Т-40 и Т-40А. Через каждые 240 мото/ч работы основного двигателя необходимо проверять уровень дизельного масла в корпусе редуктора. В случае необходимости масло доливается через отверстие, которое закрывается пробкой (5), до уровня контрольной пробки (2) [рис. 3]. Проверяется и (в случае необходимости) регулируется муфта сцепления. Вал редуктора пускового двигателя ПД-8 не должен вращаться при выключенной муфте. С целью проверки шестерня (8) вводится в зацепление с венцом маховика. В процессе вращения коленчатого вала пускового двигателя пускового двигателя ПД-8 коленчатый вал основного двигателя в данном случае вращаться не должен. По завершении проверки необходимо вывести шестерню (8) из зацепления с венцом маховика. Для этого необходимо включить декомпрессионный механизм и провернуть пусковой рукояткой коленчатый вал.

Редуктор пускового двигателя ПД-8 двигателя Д-37МС2 тракторов Т-40 и Т-40А

Рис. 3. Редуктор пускового двигателя ПД-8 двигателя Д-37МС2 тракторов Т-40 и Т-40А.

1) – Рычаг выключения муфты;

2) – Пробка контрольного отверстия;

3) – Диск;

4) – Ведомый диск;

5) – Нажимной диск;

6) – Корпус;

7) – Валик вилки включения шестерни;

8) – Шестерня;

9) – Гнездо шарикоподшипника;

10) – Картер маховика;

11) – Гайка;

12) – Венец маховика;

13) – Рычаг включения шестерни;

14) – Наружная обойма;

15) – Ролик;

16) – Резьбовая втулка;

17) – Сальник;

18) – Ведущий диск;

19) – Барабан фрикционной муфты;

20) – Ведущая шестерня;

21) – Игольчатый подшипник;

22) – Пружина;

23) – Вал;

24) – Ведомый барабан;

25) – Пята;

26) – Пружина рычага выключения;

27) – Крышка редуктора;

28) – Шток;

29) – Регулировочный винт;

30) – Гайка.

Через 960 мото/ч нужно слить мало из редуктора через закрываемое пробкой отверстие, расположенное на корпусе редуктора (снизу). Корпус редуктора пускового двигателя ПД-8 промывается дизельным топливом, после чего в него заливается свежее масло (до уровня контрольной пробки).

Через 960 мото/ч работы рекомендуется произвести демонтаж редуктора и проверить состояние его шестерён, а также зазор между шестернёй (8) и гайкой (11) при её крайнем положении. Величина зазора должна быть не менее 1 мм.

1*

Яндекс.Метрика