Ходоуменьшитель трактора Т-40 и Т-40А служит для получения дополнительного ряда замедленных скоростей трактора. Он даёт возможность использования трактора с сельскохозяйственными орудиями и машинами, которые требуют (по агротехническим условиям) пониженных скоростей движения.
Ходоуменьшитель тракторов Т-40 (Т-40А) изготовлен в виде отдельного узла, представляющего собой планетарный механизм (передаточное число – 2,75). Данный узел является дополнительным оборудованием трактора.
Ходоуменьшитель монтируется с левой стороны трактора в расточку под стакан конической шестерни реверса.
Ходоуменьшитель включает в себя вал-шестерню, водило с сателлитами, коронную и ведомую шестерни, а также ведущий вал.
При установленном ходоуменьшителе скорость движения трактора снижается следующим образом.
Вал-шестерня (14) [рис. 1] соединена шлицами с хвостовиком конической шестерни (16) реверса и вращается вместе с ней. Другой конец вала-шестерни находится в зацеплении с сателлитами (9), которые расположены в неподвижном водиле (22).
Рис. 1. Ходоуменьшитель трактора Т-40 и Т-40А.
1) – Ведущий вал ходоуменьшителя;
2) – Ведомая шестерня;
3) – Крышка стакана;
4) – Штифт;
5) – Ось сателлита;
6) – Болт;
7) – Штифт;
8) – Стакан ходоуменьшителя;
9) – Сателлит;
10) – Ролик;
11) – Штифт;
12) – Коронная шестерня;
13) – Шарикоподшипник;
14) – Вал-шестерня;
15) – Шарикоподшипник;
16) – Ведомая коническая шестерня реверса;
17) – Первичный вал коробки передач;
18) – Муфта реверса;
19) – Вилка переключения реверса;
20) – Упорная шайба;
21) – Кольцо;
22) – Водило;
23) – Штифт;
24) – Трубка подвода масла к ходоуменьшителю;
25) – Регулировочные прокладки.
Водило (22) в сборе с сателлитами зубчатым венцом устанавливается в коронную шестерню (12), которая фиксируется штифтами (11) в стакане (8). Во фрезерованных пазах водила расположены три шестерни – сателлиты (9).
Сателлиты вращаются на роликах (10) вокруг осей (5), которые установлены в расточках водила и фиксируются штифтами (4).
Смазка роликов осуществляется через отверстия, которые располагаются во впадинах зубьев сателлитов. Вращение от сателлитов передаётся к ведомой шестерне, с которой они находятся в зацеплении.
Ведомая шестерня (2) включает в себя зубчатый венец с внутренним зацеплением и ступицу со шлицевым отверстием, которые соединены между собой посредством штифтов (7). В качестве зубчатого венца применяется коронная шестерня.
Ведущий вал (1) шлицами соединён с ведомой шестернёй (2) и вращается вместе с ней. Вращение от ведущего вала ходоуменьшителя передаётся через подвижную шлицевую муфту (18) к первичному валу коробки передач. Ходоуменьшитель трактора Т-40 и Т-40А включается рычагом реверса, который имеет три положения: «вперёд», «реверс», а также «ходоуменьшитель». Скорости движения трактора (расчётные, без учёта буксования), которые получаются при работе с ходоуменьшителем, приведены в [табл. 1].
Табл. 1. Скорость движения трактора Т-40 и Т-40А при работе с ходоуменьшителем.
Передача | Скорость движения трактора без включения ходоуменьшителя (км/ч) | Скорость движения трактора при включённом ходоуменьшителе (км/ч) |
Замедленная | ±1,62 | +0,59 |
Первая | ±6,13 | +2,23 |
Вторая | ±7,31 | +2,65 |
Третья | ±8,61 | +3,13 |
Четвёртая | ±10,06 | +3,65 |
Пятая | ±18,63 | — |
Шестая | ±26,68 | — |
Задний ход | ±5,28 | -1,92 |
Примечание: «+» — движение трактора вперёд, «-» — движение трактора назад.
Не рекомендуется при включённом ходоуменьшителе пользоваться пятой и шестой передачами, чтобы избежать повышенного износа и поломки. Возможно получение соответствующих скоростей на прямой передаче.
Также не рекомендуется применять ходоуменьшитель с целью получения больших тяговых усилий. Ходоуменьшитель рассчитан на работу трактора Т-40 и Т-40А с тяговым усилием не более 900 кг.
Смазывание деталей ходоуменьшителя осуществляется маслом, которое подаётся самотёком по трубопроводу из маслоприёмника, размещённого в корпусе муфты сцепления, в полость стакана ходоуменьшителя. Разбрызгиваемое в корпусе муфты масло попадает в чашу (15) [рис. 2] маслоприёмника. Из чаши по трубопроводу (8) масло поступает через полую ось (7) педали муфты ВОМ в трубку, чей конец заделан в отверстии крышки ходоуменьшителя.
Рис. 1. Коробка передач трактора Т-40 и Т-40А.
1) – Корпус трансмиссии;
2) – Роликоподшипник;
3) – Вторичный вал;
4) – Ходоуменьшитель;
5) – Крышка ходоуменьшителя;
6) – Ведомая коническая шестерня реверса;
7) – Ось педали муфты ВОМ;
8) – Трубопровод маслоприёмника;
9) – Рычаг реверса;
10) – Вал главной муфты сцепления;
11) – Ведущая коническая шестерня;
12) – Муфта реверса;
13) – Пробка-сапун заливного отверстия;
14) – Вилка переключения реверса;
15) – Чаша маслоприёмника;
16) – Кулиса;
17) – Пружина;
18) – Рычаг переключения передач;
19) – Чехол;
20) – Крышка;
21) – Шарикоподшипник;
22) – Первичный вал;
23) – Блок шестерён заднего хода;
24) – Крышка корпуса трансмиссии;
25) – Педаль блокировки дифференциала;
26) – Шарикоподшипник;
27) – Вал-шестерня замедленной передачи;
28) – Промежуточная шестерня замедленной передачи;
29) – Шарикоподшипник;
30) – Стакан подшипников;
31) – Стакан подшипников;
32) – Шарикоподшипник;
33) – Дифференциал;
34) – Пробка сливного отверстия.
Ходоуменьшитель можно установить на трактор Т-40 и Т-40А, не прибегая к вскрытию корпуса трансмиссии. Перед установкой заменяется ось педали муфты вала ВОМ на полую (для смазки ходоуменьшителя), снимается крышка корпуса муфты сцепления и устанавливается маслоприёмник таким образом, чтобы трубка вошла в ось педали до упора. Стакан с конической шестернёй реверса извлекаются из расточки корпуса трансмиссии. Далее эта шестерня закрепляется в стакане ходоуменьшителя. Ходоуменьшитель в сборе устанавливается в расточку и крепится болтами (6) [рис. 1] и штифтами (23), предварительно произведя регулировку зацепления конической пары шестерён посредством прокладок (25). Нормальный зазор между зубьями конических шестерён должен быть в пределах 0,15-0,5 мм.
После установки новый ходоуменьшитель обкатывается (без нагрузки на крюке) в течение 2 ч: из них 20 мин при нейтральном положении рычага переключения передач и по 20 мин на замедленной, первой, второй, третьей, а также четвёртой передачах. Во время обкатки контролируется степень нагрева ходоуменьшителя. В первые 10-15 ч работы на ходоуменьшителе не следует давать трактору полную нагрузку.