Ходоуменьшитель трактора Т-40 и Т-40А


* * *

Ходоуменьшитель трактора Т-40 и Т-40А служит для получения дополнительного ряда замедленных скоростей трактора. Он даёт возможность использования трактора с сельскохозяйственными орудиями и машинами, которые требуют (по агротехническим условиям) пониженных скоростей движения.

Ходоуменьшитель тракторов Т-40 (Т-40А) изготовлен в виде отдельного узла, представляющего собой планетарный механизм (передаточное число – 2,75). Данный узел является дополнительным оборудованием трактора.

Ходоуменьшитель монтируется с левой стороны трактора в расточку под стакан конической шестерни реверса.

Ходоуменьшитель включает в себя вал-шестерню, водило с сателлитами, коронную и ведомую шестерни, а также ведущий вал.

При установленном ходоуменьшителе скорость движения трактора снижается следующим образом.

Вал-шестерня (14) [рис. 1] соединена шлицами с хвостовиком конической шестерни (16) реверса и вращается вместе с ней. Другой конец вала-шестерни находится в зацеплении с сателлитами (9), которые расположены в неподвижном водиле (22).

Ходоуменьшитель трактора Т-40 и Т-40А

Рис. 1. Ходоуменьшитель трактора Т-40 и Т-40А.

1) – Ведущий вал ходоуменьшителя;

2) – Ведомая шестерня;

3) – Крышка стакана;

4) – Штифт;

5) – Ось сателлита;

6) – Болт;

7) – Штифт;

8) – Стакан ходоуменьшителя;

9) – Сателлит;

10) – Ролик;

11) – Штифт;

12) – Коронная шестерня;

13) – Шарикоподшипник;

14) – Вал-шестерня;

15) – Шарикоподшипник;

16) – Ведомая коническая шестерня реверса;

17) – Первичный вал коробки передач;

18) – Муфта реверса;

19) – Вилка переключения реверса;

20) – Упорная шайба;

21) – Кольцо;

22) – Водило;

23) – Штифт;

24) – Трубка подвода масла к ходоуменьшителю;

25) – Регулировочные прокладки.

Водило (22) в сборе с сателлитами зубчатым венцом устанавливается в коронную шестерню (12), которая фиксируется штифтами (11) в стакане (8). Во фрезерованных пазах водила расположены три шестерни – сателлиты (9).

Сателлиты вращаются на роликах (10) вокруг осей (5), которые установлены в расточках водила и фиксируются штифтами (4).

Смазка роликов осуществляется через отверстия, которые располагаются во впадинах зубьев сателлитов. Вращение от сателлитов передаётся к ведомой шестерне, с которой они находятся в зацеплении.

Ведомая шестерня (2) включает в себя зубчатый венец с внутренним зацеплением и ступицу со шлицевым отверстием, которые соединены между собой посредством штифтов (7). В качестве зубчатого венца применяется коронная шестерня.

Ведущий вал (1) шлицами соединён с ведомой шестернёй (2) и вращается вместе с ней. Вращение от ведущего вала ходоуменьшителя передаётся через подвижную шлицевую муфту (18) к первичному валу коробки передач. Ходоуменьшитель трактора Т-40 и Т-40А включается рычагом реверса, который имеет три положения: «вперёд», «реверс», а также «ходоуменьшитель». Скорости движения трактора (расчётные, без учёта буксования), которые получаются при работе с ходоуменьшителем, приведены в [табл. 1].

Табл. 1. Скорость движения трактора Т-40 и Т-40А при работе с ходоуменьшителем.

Передача Скорость движения трактора без включения ходоуменьшителя (км/ч) Скорость движения трактора при включённом ходоуменьшителе (км/ч)
Замедленная ±1,62 +0,59
Первая ±6,13 +2,23
Вторая ±7,31 +2,65
Третья ±8,61 +3,13
Четвёртая ±10,06 +3,65
Пятая ±18,63
Шестая ±26,68
Задний ход ±5,28 -1,92

Примечание: «+» — движение трактора вперёд, «-» — движение трактора назад.

Не рекомендуется при включённом ходоуменьшителе пользоваться пятой и шестой передачами, чтобы избежать повышенного износа и поломки. Возможно получение соответствующих скоростей на прямой передаче.

Также не рекомендуется применять ходоуменьшитель с целью получения больших тяговых усилий. Ходоуменьшитель рассчитан на работу трактора Т-40 и Т-40А с тяговым усилием не более 900 кг.

Смазывание деталей ходоуменьшителя осуществляется маслом, которое подаётся самотёком по трубопроводу из маслоприёмника, размещённого в корпусе муфты сцепления, в полость стакана ходоуменьшителя. Разбрызгиваемое в корпусе муфты масло попадает в чашу (15) [рис. 2] маслоприёмника. Из чаши по трубопроводу (8) масло поступает через полую ось (7) педали муфты ВОМ в трубку, чей конец заделан в отверстии крышки ходоуменьшителя.

Коробка передач трактора Т-40 и Т-40А
Кликните левой кнопкой мыши для увеличения

Рис. 1. Коробка передач трактора Т-40 и Т-40А.

1) – Корпус трансмиссии;

2) – Роликоподшипник;

3) – Вторичный вал;

4) – Ходоуменьшитель;

5) – Крышка ходоуменьшителя;

6) – Ведомая коническая шестерня реверса;

7) – Ось педали муфты ВОМ;

8) – Трубопровод маслоприёмника;

9) – Рычаг реверса;

10) – Вал главной муфты сцепления;

11) – Ведущая коническая шестерня;

12) – Муфта реверса;

13) – Пробка-сапун заливного отверстия;

14) – Вилка переключения реверса;

15) – Чаша маслоприёмника;

16) – Кулиса;

17) – Пружина;

18) – Рычаг переключения передач;

19) – Чехол;

20) – Крышка;

21) – Шарикоподшипник;

22) – Первичный вал;

23) – Блок шестерён заднего хода;

24) – Крышка корпуса трансмиссии;

25) – Педаль блокировки дифференциала;

26) – Шарикоподшипник;

27) – Вал-шестерня замедленной передачи;

28) – Промежуточная шестерня замедленной передачи;

29) – Шарикоподшипник;

30) – Стакан подшипников;

31) – Стакан подшипников;

32) – Шарикоподшипник;

33) – Дифференциал;

34) – Пробка сливного отверстия.

Ходоуменьшитель можно установить на трактор Т-40 и Т-40А, не прибегая к вскрытию корпуса трансмиссии. Перед установкой заменяется ось педали муфты вала ВОМ на полую (для смазки ходоуменьшителя), снимается крышка корпуса муфты сцепления и устанавливается маслоприёмник таким образом, чтобы трубка вошла в ось педали до упора. Стакан с конической шестернёй реверса извлекаются из расточки корпуса трансмиссии. Далее эта шестерня закрепляется в стакане ходоуменьшителя. Ходоуменьшитель в сборе устанавливается в расточку и крепится болтами (6) [рис. 1] и штифтами (23), предварительно произведя регулировку зацепления конической пары шестерён посредством прокладок (25). Нормальный зазор между зубьями конических шестерён должен быть в пределах 0,15-0,5 мм.

После установки новый ходоуменьшитель обкатывается (без нагрузки на крюке) в течение  2 ч: из них 20 мин при нейтральном положении рычага переключения передач и по 20 мин на замедленной, первой, второй, третьей, а также четвёртой передачах. Во время обкатки контролируется степень нагрева ходоуменьшителя. В первые 10-15 ч работы на ходоуменьшителе не следует давать трактору полную нагрузку.

1*

Яндекс.Метрика