Конечные передачи служат для передачи крутящего момента от дифференциала к ведущим колёсам трактора Т-40 и Т-40А.
Конечные передачи являются взаимозаменяемыми. Они вынесены наружу и связаны через рукава тормозов с корпусом трансмиссии. Дорожный просвет трактора изменяется путём разворота конечных передач.
Конечная передача состоит из одноступенчатого редуктора с цилиндрическими прямозубыми шестернями и включает в себя корпус, ведущую и ведомую шестерню, а также полуоси и уплотнения.
Корпус (2) [рис. 1] конечной передачи присоединён через фланец к рукавам тормозов посредством шпилек (19), которые ввёрнуты в резьбовые отверстия корпуса.
Рис. 1. Конечная передача трактора Т-40 и Т-40А (передаточное отношение – 6,166).
1) – Кожух;
2) – Корпус конечной передачи;
3) – Кольцо пыльника;
4) – Кольцо пыльника;
5) – Кольцо пыльника;
6) – Штифт;
7) – Полуось;
8) – Шарикоподшипник;
9) – Упорное кольцо;
10) – Пружина;
11) – Нажимное кольцо;
12) – Диафрагма;
13) – Корпус уплотнения;
14) – Стакан подшипника;
15) – Уплотнительные прокладки;
16) – Крышка;
17) – Болт;
18) – Роликоподшипник;
19) – Шпилька;
20) – Штифт;
21) – Гнездо сальника;
22) – Самоподжимной каркасный сальник;
23) – Ведущая шестерня;
24) – Штифт;
25) – Крышка;
26) – Болт;
27) – Стопорная шайба;
28) – Роликоподшипник;
29) – Стакан подшипника;
30) – Ведомая шестерня.
Корпус конечной передачи трактора Т-40 и Т-40А в положениях, которые соответствуют обычному либо увеличенному дорожному просвету, фиксируется посредством штифтов (20) и (24), которые запрессованы в отверстия на фланце корпуса. Штифты входят в одну из двух пар отверстий, расположенных на фланце рукава.
Штампованный кожух (1) закрывает прямоугольное окно, которое выполнено в нижней (расширенной) части корпуса для монтажа ведомой шестерни (30).
На внутренней стороне корпуса конечной передачи предусмотрены резьбовые отверстия, предназначенные для установки кронштейна тяги блокировки навесной системы.
Ведущая шестерня (23) конечной передачи выполнена заодно с валом, который вращается в паре роликоподшипников (18), установленных в расточках корпуса.
Расточка с наружной стороны корпуса закрыта глухой штампованной крышкой (16), с внутренней – гнездом (21) пары каркасных самоподжимных сальников (22), которые предотвращают попадание в отделение тормозного барабана смазки.
Шлицевой конец ведущей шестерни входит в отверстие ступицы тормозного барабана и связан с ведомыми шестернями дифференциала через полуось тормоза. Полуось тормозного барабана притянута к торцу шестерни (23) посредством болта (17) через сквозное сверление.
Ведомая шестерня (30) конечной передачи трактора Т-40 и Т-40А находится в постоянном зацеплении с ведущей шестернёй (23), посажена на шлицы полуоси (7), которая вращается в шариковом (8) и роликовом (28) подшипниках. Подшипники установлены в расточках корпуса в стаканах (14) и (29). Полуось заканчивается фланцем, снабжённым посадочным буртом, а также резьбовыми отверстиями (для крепления диска ведущего колеса).
Продольное перемещение полуоси ограничивается шарикоподшипником (8), чьё наружное кольцо прижато к бурту стакана (14) корпусом (13) уплотнения, а внутреннее кольцо – к бурту полуоси через ступицу ведомой шестерни (30) и внутреннее кольцо роликоподшипника (28) болтом (26), который застопорён шайбой (27) с отгибным усом.
Картонные прокладки на герметизирующей пасте, устанавливаемые под все крышки корпуса, предупреждают вытекание смазки наружу, а также попадание внутрь корпуса конечной передачи трактора грязи и воды.
Комбинированная система уплотнений, установленная со стороны фланца, включает в себя наружный лабиринт и внутреннее резино-металлическое торцовое уплотнение. Упорное кольцо (9) с уплотнительным резиновым кольцом вращается вместе с полуосью. Запрессованные в корпус (13) уплотнения штифты (6) предназначены для удержания от поворота нажимного кольца (11), которое постоянно прижато пружинами (10) к упорному кольцу (9). Диафрагма (12) из маслостойкой резины завальцована по окружности нажимного кольца (11).
Надёжное уплотнение создаётся за счёт того, что трущиеся поверхности упорного (9) и нажимного (11) колец прошлифованы и притёрты.
Образованный кольцами (3), (4) и (5) пыльников наружный лабиринт служит для устранения попадания грязи и пыли на трущиеся поверхности. Кольца (3) и (4), диафрагма (12) и корпус (13) уплотнения притянуты к корпусу (2) конечной передачи болтами.
Техническое обслуживание конечных передач трактора Т-40 и Т-40А заключается в проверке уровня масла и его доливке в корпуса конечных передач (через каждые 240 мото/ч).
Заливная горловина размещается на внутренней стороне корпуса. По ней же проверяется уровень масла. Коническая пробка закрывает отверстие заливной горловины.
Для слива масла используется отверстие, расположенное в нижней части корпуса.
Через каждые 960 мото/ч работы трактора, согласно рекомендациям по техническому обслуживанию коробки передач, производится полная замена масла и промывание узлов дизельным топливом. В случае износа зубьев шестерён следует переставить шестерни попарно либо поменять местами конечные передачи в сборе.
В процессе эксплуатации следует периодически подтягивать резьбовые соединения (особое внимание уделяется креплениям корпусов конечных передач к рукавам тормозов).