Система охлаждения двигателя А-01М трактора Т-4А


* * *

Система охлаждения двигателя А-01М трактора Т-4А предназначена для отвода излишнего тепла от нагретых частей двигателя. Основные агрегаты конструкции системы охлаждения [рис. 1]: водяной насос (4), вентилятор (11), термометр (3), радиатор (7), водяная рубашка блока.

Система охлаждения двигателя А-01М трактора Т-4А

Рис. 1. Система охлаждения двигателя А-01М трактора Т-4А.

а) – Система охлаждения;

б) – Конструкция водяной помпы;

в) – Конструкция крепления шторки;

1) – Водяная рубашка головки блока;

2) – Водоотводящая труба;

3) – Термометр;

4) – Водяной насос;

5) – Тяга крепления водяного радиатора;

6) – Соединительный патрубок верхнего бачка радиатора;

7) – Водяной радиатор;

8) – Пробка заливной горловины;

9) – Шторка радиатора;

10) – Масляный радиатор;

11) – Вентилятор;

12) – Сливной краник;

13) – Патрубок нижнего бачка радиатора;

14) – Соединительный патрубок;

15) – Валик водяного насоса;

16) – Шкив вентилятора;

17) – Дренажное отверстие;

18) – Корпус водяного насоса;

19) – Крыльчатка насоса;

20) – Стопорная шайба;

21) – Болт крепления крыльчатки;

22) – Манжета уплотнения;

23) – Упорная шайба;

24) – Каркасный сальник;

25) – Маслёнка;

26) – Подшипник валика насоса;

27) - Подшипник валика насоса;

28) – Упорное кольцо;

29) - Каркасный сальник;

30) – Корончатая гайка.

В процессе работы двигателя центробежный насос (4) создаёт циркуляцию охлаждающей жидкости. Из насоса данная жидкость под давлением поступает в водяную рубашку блока, далее в головку цилиндров, азатем собирается в водоотводящей трубе (2).

В водяную рубашку (1) головки цилиндров охлаждающая жидкость подаётся по направляющим отверстиям, в первоочередном порядке к наиболее нагревающимся местам (выпускные клапаны, стаканы форсунок).

Из водоотводящей трубы нагретая жидкость поступает в радиатор (7). Там она отдаёт тепло воздушному потоку, создаваемому вентилятором (11). После этого жидкость снова подаётся к водяному насосу.

Водяной радиатор двигателя А-01М трактора Т-4А четырёхрядный, разборный, состоящий из сердцевины, верхнего бачка, нижнего бачка, основания и двух боковин.

Сердцевина радиатора – четыре ряда плоскоовальных охлаждающих трубок, пропущенных сквозь большое количество горизонтальных охлаждающих пластин, спаянных с ним. Верхний и нижний бачки радиатора при помощи накладок и болтов крепятся к верхним и нижним пластинам сердцевины.

Резиновые прокладки между опорными пластинами и бачками устанавливаются для герметичности радиатора.

Заливная горловина с пароотводной трубкой впаяна в верхний бачок. Горловина закрывается пробкой (8) с паровоздушным клапаном. К задней стенке верхнего бачка присоединён патрубок подвода воды в радиатор. К задней стенке нижнего бачка присоединяется патрубок отвода воды из радиатора.

Сливной краник (12), ввёрнутый в днище нижнего бачка, применяется для спуска воды из радиатора.

Водяной радиатор двигателя А-01М трактора Т-4А устанавливается спереди двигателя на передних кронштейнах рамы на резиновых подушках и закреплён при помощи болтов. В верхней части радиатор закрепляется к двигателю посредством тяг (5) с резиновыми элементами.

Верхний патрубок бачка радиатора с помощью соединительного патрубка (6) и двух шлангов с обжимающими их хомутиками сообщается с водоотводящей трубой двигателя. Нижний патрубок радиатора (13) соединяется с водяным насосом двигателя патрубком (14).

Выпускной клапан пробки горловины открывается и пар выходит в атмосферу через пароотводную трубку при работе двигателя на температурном режиме, близком к температуре кипения воды, при давлении пара 0,28-0,38 кгс/см2.

В процессе остывания системы, при достижении разрежения в ней 0,01-0,12 кгс/см2, осуществляется открытие впускного клапана и система сообщается с атмосферой. Поток воздуха, обдувающий сердцевины водяного радиатора (7) и масляного радиатора (10) регулируется при помощи установленной перед ними шторки (9).

Вентилятор и водяной насос монтируются на двигателе А-01М трактора Т-4А как единый агрегат. Водяной насос центробежного типа крепится к передней плоскости блока. Насос включает в себя следующие основные детали: чугунный корпус (18), валик (15), крыльчатка (19). Валик насоса устанавливается внутри корпуса на трёх шарикоподшипниках. Подшипник (26) упирается в выточку корпуса торцом внешнего кольца. От осевых перемещений подшипники (27) предохраняются упорным кольцом (28) и шкивом вентилятора (16), закреплённым на валике при помощи корончатой гайки (30). Шплинтом, пропущенным сквозь валик и прорези гайки, предотвращается отвёртывание указанной гайки.

Каркасными сальниками (24) и (29) уплотняется масляная полость. На задний конец валика водяного насоса посажена закреплённая болтом (21) и стопорной шайбой (20) крыльчатка (19). Водяная полость насоса сообщается с водораспределительной трубой блока цилиндров двигателя. Входящий в водяную полость конец валика уплотнён резиновой манжетой (22), прижатой к уплотнительной шайбе (23). Для слива воды, просочившейся через манжету, в нижней части корпуса насоса предусмотрено отверстие (17).

Вентилятор предназначен для создания потока воздуха, обдувающего сердцевину радиатора. Его конструкция включает в себя крестовину, к которой приклёпано шесть штампованных лопастей и шкив (16), вращающийся посредством клиноремённой передачи от коленчатого вала двигателя. Ремень следует натягивать роликом, закреплённым на крышке картера распределительных шестерён. Проверка его производится во время первого технического осмотра. Натяжение должно быть такое, чтобы при нажатии на ремень в середине участка прогиб не превышал величину 15-20 мм.

2*

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика