Привод бокового вала отбора мощности (ВОМ) трактора Т-40 и Т-40А смонтирован в корпусе муфты сцепления.
Шестерня (11) [рис. 1] переключения установлена на шлицевом валу (13) и находится между парой приводных шестерён (21) и (22). Она свободно перемещается по шлицам вала и вводится в зацепление с венцами приводных шестерён.
Рис. 1. Привод бокового вала отбора мощности (ВОМ) трактора Т-40 и Т-40А.
1) – Рычаг переключения бокового ВОМ;
2) – Кронштейн рычага;
3) – Рукоятка управления;
4) – Болт;
5) – Вилка переключения;
6) – Ведомая коническая шестерня;
7) – Шарикоподшипник;
8) – Пружина фиксатора;
9) – Шарик;
10) – Валик вилки переключения;
11) – Шестерня переключения;
12) – Шарикоподшипник;
13) – Ведущий вал;
14) – Упор подшипника;
15) – Болт;
16) – Крышка;
17) – Стакан бокового ВОМ;
18) – Ведущая коническая шестерня;
19) – Шарикоподшипник;
20) – Крышка подшипника;
21) – Шестерня независимого привода;
22) – Шестерня синхронного привода.
Вращение ведущей конической шестерни (18) осуществляется вместе с валом (13), который опирается на пару шарикоподшипников (12) и (19), установленных в расточках корпуса муфты. Шестерня удерживается от осевого перемещения по шлицам стопорным кольцом с одной стороны и подшипником с другой. Уплотнительная прокладка под крышкой (20) служит для предотвращения попадания масла в сухую полость муфты сцепления. Регулировка зазора (не более 1 мм) между упором (14) и наружной обоймой шарикоподшипника (12) осуществляется посредством шайб, которые подкладываются под упор в процессе сборки узла.
Ведомая коническая шестерня (6) выполнена заодно с боковым ВОМ (валом отбора мощности) трактора Т-40 и Т-40А.
Механизм переключения включает в себя вилку (5), рычаг (1) и рукоятку (3) управления. Конец вилки входит в кольцевую канавку шестерни переключения. Вилка переключения установлена на валике (10), которые перемещается в отверстиях прилива корпуса. В кольцевые выточки на валике (10) под воздействием пружины (8) входит шарик (9), который фиксирует валик в трёх положениях. В головке вилки выполнен прилив с пазом, в который входит рычаг (1), соединённый с рукояткой управления.
Для включения бокового вала отбора мощности (ВОМ) трактора Т-40 и Т-40А необходимо переместить шестерню (11) по шлицам вала и ввести её в зацепление с одной из приводных шестерён.
На [рис. 1] шестерня (11) находится в нейтральном положении.
При введении шестерни (11) в зацепление с шестернёй (21) при выключенной муфте ВОМ – боковой ВОМ получит независимый привод и начнёт вращаться с постоянным числом оборотов.
Шестерня (22) соединена с вторичным валом коробки передач, за счёт чего при введении с ней в зацепление шестерни (11) боковой ВОМ (вал отбора мощности) получит синхронный привод.
Включение синхронного привода допускается только при выключенной главной муфте сцепления. Запрещено включение синхронного привода ВОМ на пятой и шестой передачах, так как возможна авария вследствие высоких оборотов.
Специальная крышка (16) закрывает отверстие в корпусе, которое предназначено для монтажа бокового ВОМ.
В процессе установки вала отбора мощности зазор в зацеплении конических шестерён регулируется прокладками, которые устанавливается между корпусом муфты и фланцем стакана подшипников бокового ВОМ.
Смазывание деталей механизма привода бокового вала отбора мощности происходит за счёт разбрызгивания масла, которое находится в отсеке корпуса муфты сцепления.
Замена масла и промывание узлов осуществляется в процессе технического обслуживания коробки передач.
Зазор в зацеплении конических шестерён в процессе эксплуатации бокового ВОМ не регулируется.
Таблица 1. Передаточные числа механизмов привода валов отбора мощности трактора Т-40 и Т-40А.
Передача | Синхронный привод | Независимый привод (для всех передач) | ||
задний ВОМ | боковой ВОМ | задний ВОМ | боковой ВОМ | |
Первая | 4,326 | 2,029 | 3; с приводным шкивом — 1,636
— |
1,407 |
Вторая | 3,631 | 1,703 | ||
Третья | 3,082 | 1,446 | ||
Четвёртая | 2,638 | 1,237 | ||
Пятая | 1,424 | — | ||
Шестая | 0,995 | — | ||
Замедленная | 16,346 | 7,668 | ||
Задний ход | 5,023 | 2,356 |
Примечание. Запрещено включение синхронного привода бокового ВОМ на пятой и шестой передачах.