Привод бокового вала отбора мощности (ВОМ) трактора Т-40 и Т-40А


* * *

Привод бокового вала отбора мощности (ВОМ) трактора Т-40 и Т-40А смонтирован в корпусе муфты сцепления.

Шестерня (11) [рис. 1] переключения установлена на шлицевом валу (13) и находится между парой приводных шестерён (21) и (22). Она свободно перемещается по шлицам вала и вводится в зацепление с венцами приводных шестерён.

Привод бокового вала отбора мощности (ВОМ) трактора Т-40 и Т-40А

Рис. 1. Привод бокового вала отбора мощности (ВОМ) трактора Т-40 и Т-40А.

1) – Рычаг переключения бокового ВОМ;

2) – Кронштейн рычага;

3) – Рукоятка управления;

4) – Болт;

5) – Вилка переключения;

6) – Ведомая коническая шестерня;

7) – Шарикоподшипник;

8) – Пружина фиксатора;

9) – Шарик;

10) – Валик вилки переключения;

11) – Шестерня переключения;

12) – Шарикоподшипник;

13) – Ведущий вал;

14) – Упор подшипника;

15) – Болт;

16) – Крышка;

17) – Стакан бокового ВОМ;

18) – Ведущая коническая шестерня;

19) – Шарикоподшипник;

20) – Крышка подшипника;

21) – Шестерня независимого привода;

22) – Шестерня синхронного привода.

Вращение ведущей конической шестерни (18) осуществляется вместе с валом (13), который опирается на пару шарикоподшипников (12) и (19), установленных в расточках корпуса муфты. Шестерня удерживается от осевого перемещения по шлицам стопорным кольцом с одной стороны и подшипником с другой. Уплотнительная прокладка под крышкой (20) служит для предотвращения попадания масла в сухую полость муфты сцепления. Регулировка зазора (не более 1 мм) между упором (14) и наружной обоймой шарикоподшипника (12) осуществляется посредством шайб, которые подкладываются под упор в процессе сборки узла.

Ведомая коническая шестерня (6) выполнена заодно с боковым ВОМ (валом отбора мощности) трактора Т-40 и Т-40А.

Механизм переключения включает в себя вилку (5), рычаг (1) и рукоятку (3) управления. Конец вилки входит в кольцевую канавку шестерни переключения. Вилка переключения установлена на валике (10), которые перемещается в отверстиях прилива корпуса. В кольцевые выточки на валике (10) под воздействием пружины (8) входит шарик (9), который фиксирует валик в трёх положениях. В головке вилки выполнен прилив с пазом, в который входит рычаг (1), соединённый с рукояткой управления.

Для включения бокового вала отбора мощности (ВОМ) трактора Т-40 и Т-40А необходимо переместить шестерню (11) по шлицам вала и ввести её в зацепление с одной из приводных шестерён.

На [рис. 1] шестерня (11) находится в нейтральном положении.

При введении шестерни (11) в зацепление с шестернёй (21) при выключенной муфте ВОМ – боковой ВОМ получит независимый привод и начнёт вращаться с постоянным числом оборотов.

Шестерня (22) соединена с вторичным валом коробки передач, за счёт чего при введении с ней в зацепление шестерни (11) боковой ВОМ (вал отбора мощности) получит синхронный привод.

Включение синхронного привода допускается только при выключенной главной муфте сцепления. Запрещено включение синхронного привода ВОМ на пятой и шестой передачах, так как возможна авария вследствие высоких оборотов.

Специальная крышка (16) закрывает отверстие в корпусе, которое предназначено для монтажа бокового ВОМ.

В процессе установки вала отбора мощности зазор в зацеплении конических шестерён регулируется прокладками, которые устанавливается между корпусом муфты и фланцем стакана подшипников бокового ВОМ.

Смазывание деталей механизма привода бокового вала отбора мощности происходит за счёт разбрызгивания масла, которое находится в отсеке корпуса муфты сцепления.

Замена масла и промывание узлов осуществляется в процессе технического обслуживания коробки передач.

Зазор в зацеплении конических шестерён в процессе эксплуатации бокового ВОМ не регулируется.

Таблица 1. Передаточные числа механизмов привода валов отбора мощности трактора Т-40 и Т-40А.

Передача Синхронный привод Независимый привод (для всех передач)
задний ВОМ боковой ВОМ задний ВОМ боковой ВОМ
Первая 4,326 2,029 3; с приводным шкивом - 1,636

-

1,407
Вторая 3,631 1,703
Третья 3,082 1,446
Четвёртая 2,638 1,237
Пятая 1,424 -
Шестая 0,995 -
Замедленная 16,346 7,668
Задний ход 5,023 2,356

Примечание. Запрещено включение синхронного привода бокового ВОМ на пятой и шестой передачах.

1*

Яндекс.Метрика