Привод бокового вала отбора мощности (ВОМ) трактора Т-40 и Т-40А


* * *

Привод бокового вала отбора мощности (ВОМ) трактора Т-40 и Т-40А смонтирован в корпусе муфты сцепления.

Шестерня (11) [рис. 1] переключения установлена на шлицевом валу (13) и находится между парой приводных шестерён (21) и (22). Она свободно перемещается по шлицам вала и вводится в зацепление с венцами приводных шестерён.

Привод бокового вала отбора мощности (ВОМ) трактора Т-40 и Т-40А

Рис. 1. Привод бокового вала отбора мощности (ВОМ) трактора Т-40 и Т-40А.

1) – Рычаг переключения бокового ВОМ;

2) – Кронштейн рычага;

3) – Рукоятка управления;

4) – Болт;

5) – Вилка переключения;

6) – Ведомая коническая шестерня;

7) – Шарикоподшипник;

8) – Пружина фиксатора;

9) – Шарик;

10) – Валик вилки переключения;

11) – Шестерня переключения;

12) – Шарикоподшипник;

13) – Ведущий вал;

14) – Упор подшипника;

15) – Болт;

16) – Крышка;

17) – Стакан бокового ВОМ;

18) – Ведущая коническая шестерня;

19) – Шарикоподшипник;

20) – Крышка подшипника;

21) – Шестерня независимого привода;

22) – Шестерня синхронного привода.

Вращение ведущей конической шестерни (18) осуществляется вместе с валом (13), который опирается на пару шарикоподшипников (12) и (19), установленных в расточках корпуса муфты. Шестерня удерживается от осевого перемещения по шлицам стопорным кольцом с одной стороны и подшипником с другой. Уплотнительная прокладка под крышкой (20) служит для предотвращения попадания масла в сухую полость муфты сцепления. Регулировка зазора (не более 1 мм) между упором (14) и наружной обоймой шарикоподшипника (12) осуществляется посредством шайб, которые подкладываются под упор в процессе сборки узла.

Ведомая коническая шестерня (6) выполнена заодно с боковым ВОМ (валом отбора мощности) трактора Т-40 и Т-40А.

Механизм переключения включает в себя вилку (5), рычаг (1) и рукоятку (3) управления. Конец вилки входит в кольцевую канавку шестерни переключения. Вилка переключения установлена на валике (10), которые перемещается в отверстиях прилива корпуса. В кольцевые выточки на валике (10) под воздействием пружины (8) входит шарик (9), который фиксирует валик в трёх положениях. В головке вилки выполнен прилив с пазом, в который входит рычаг (1), соединённый с рукояткой управления.

Для включения бокового вала отбора мощности (ВОМ) трактора Т-40 и Т-40А необходимо переместить шестерню (11) по шлицам вала и ввести её в зацепление с одной из приводных шестерён.

На [рис. 1] шестерня (11) находится в нейтральном положении.

При введении шестерни (11) в зацепление с шестернёй (21) при выключенной муфте ВОМ – боковой ВОМ получит независимый привод и начнёт вращаться с постоянным числом оборотов.

Шестерня (22) соединена с вторичным валом коробки передач, за счёт чего при введении с ней в зацепление шестерни (11) боковой ВОМ (вал отбора мощности) получит синхронный привод.

Включение синхронного привода допускается только при выключенной главной муфте сцепления. Запрещено включение синхронного привода ВОМ на пятой и шестой передачах, так как возможна авария вследствие высоких оборотов.

Специальная крышка (16) закрывает отверстие в корпусе, которое предназначено для монтажа бокового ВОМ.

В процессе установки вала отбора мощности зазор в зацеплении конических шестерён регулируется прокладками, которые устанавливается между корпусом муфты и фланцем стакана подшипников бокового ВОМ.

Смазывание деталей механизма привода бокового вала отбора мощности происходит за счёт разбрызгивания масла, которое находится в отсеке корпуса муфты сцепления.

Замена масла и промывание узлов осуществляется в процессе технического обслуживания коробки передач.

Зазор в зацеплении конических шестерён в процессе эксплуатации бокового ВОМ не регулируется.

Таблица 1. Передаточные числа механизмов привода валов отбора мощности трактора Т-40 и Т-40А.

Передача Синхронный привод Независимый привод (для всех передач)
задний ВОМ боковой ВОМ задний ВОМ боковой ВОМ
Первая 4,326 2,029 3; с приводным шкивом — 1,636

1,407
Вторая 3,631 1,703
Третья 3,082 1,446
Четвёртая 2,638 1,237
Пятая 1,424
Шестая 0,995
Замедленная 16,346 7,668
Задний ход 5,023 2,356

Примечание. Запрещено включение синхронного привода бокового ВОМ на пятой и шестой передачах.

1*

Яндекс.Метрика