В процессе работы трактора ДТ-75М с гидрофицированными прицепными орудиями вследствие случайных неисправностей возможно отъединение прицепных орудий от трактора. Во избежание разрыва шлангов, соединяющих стальные маслопроводы трактора с выносными цилиндрами прицепного орудия, на них устанавливаются разрывные муфты [рис. 1].
Рис. 1. Разрывная муфта трактора ДТ-75М.
1) – Шланги;
2) – Кронштейн;
3) – Шланги;
4) – Кольца;
5) – Крестовина;
6) – Шарики;
7) – Корпуса;
8) – Пружина;
9) – Уплотнительное кольцо;
10) – Сферический шарнир;
11) — Кронштейн;
12) – Пружинное кольцо;
13) — Шарики;
14) – Стакан разрывного устройства;
15) — Пружина;
16) – Втулка;
17) — Кольца;
18) — Корпуса;
19) – Переходный штуцер.
Разрывные муфты разъединяют шланги, не вызывая их порчи и потери масла. Конструкция разрывных шлангов состоит из двух разрывных устройств, которые установлены на сферических шарнирах (10) в кронштейне (11), шлангов высокого давления (1) и (3), при помощи которых разрывная муфта соединяется с гидравлической навесной системой трактора и выносным цилиндром орудия, кронштейна (2) для крепления разрывной муфты на прицепном орудии. В стаканах разрывных устройств (14) установлены запорные устройства. Основные элементы конструкции запорных устройств: корпуса (7) и (18), крестовины (5), пружины (15), шарики (6) и втулки (16), которые удерживаются в расточках посредством пружинных колец (17). В рабочем положении торец корпуса (7) прижат пружиной (8) к кольцу (4), расположенному в канавке стакана (14). Взаиморасположение корпусов фиксируют шарики (13), которые установлены в гнёздах корпуса (7). Выступая из гнёзд, шарики заходят в кольцевую лунку корпуса (18), препятствуя его отделению.
При сборке разрывного устройства, шарики (6), воздействуя друг на друга, сжимают пружины (15) и отходят от конусной поверхности корпусов, обусловливая проход масла в оба направления.
Переходные штуцеры (19) предназначены для соединения разрывной муфты со шлангами гидросистем трактора ДТ-75М и орудиями.
Принцип работы разрывной муфты: при самопроизвольном отъединении прицепного орудия осевое усилие, возникающее на шлангах, присоединённых к стальным маслопроводам, вызовет сжатие пружин (8) и перемещение соединённых шариками (13) корпусов (7) и (18) муфты в сторону трактора. При выходе шариков (13) из расточки в стакане (14), под воздействием силы тяжести, а также сил, приложенных к корпусам через шланги, шарики выйдут из лунок корпусов (18), а шланги вместе с корпусами отделятся от муфты. При этом под воздействием пружин (15) шарики (6) прижмутся к конусной поверхности корпусов и станут препятствовать вытеканию масла и попаданию грязи внутрь шлангов. После разъединения муфты пружиной (8) корпус (7) прижмётся к кольцу (4).
Соединяя муфту, следует снова очистить от грязи отъединённые со шлангами (1) корпуса (18), вдвинуть корпуса (7) в стаканы (14), до тех пор пока не выйдут наружу шарики (13). В корпуса (7) ввести корпуса (18) до совмещения торцов. Далее следует осторожно вдвинуть соединённые корпуса в стакан, пока шарики (13) не установятся в расточках.