С целью уменьшения габаритов и массы, уменьшения требуемой массы маховика и снижения неравномерности частоты вращения коленвала на автомобилях и тракторах используют многоцилиндровые двигатели.
Основная масса тракторных двигателей – четырёхцилиндровые. Уравновешенность инерционных сил у данных двигателей удовлетворительная, а рабочие такты отдельных цилиндров в них происходят равномерно (через 180 град.).
В зависимости от расположения на кулачковом (распределительном) валу кулачков рабочие процессы в цилиндрах могут происходить по следующему порядку: 1-3-4-2 либо 1-2-4-3. Как правило, на тракторных двигателях используется первый порядок работы из вышеуказанных.
Шестицилиндровые, а также восьмицилиндровые двигатели изготавливаются с пространственной схемой коленвала, при которой его колена развёрнуты на 90 град.
Порядок работы восьмицилиндрового двигателя (например, ЗИЛ-130): 1-5-4-2-6-3-7-8. Нумерация цилиндров осуществляется от вентилятора к маховику, а правый ряд имеет меньшие номера (то есть 1, 2, 3, 4).
Двенадцатицилинровый двигатель ЯМЗ-240Б имеет развал цилиндров, равный 75 град, а порядок его работы определяется указанной последовательностью: 1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9.
Для сравнения двигателей с разным количеством цилиндров и различной мощностью используются следующие показатели:
1) – удельная мощность (мощность, которая приходится на 1 кг массы двигателя);
2) – литровая мощность (снимается с 1 л рабочего объёма);
3) – удельный расход топлива на единицу мощности.