Несмотря на то, что у современных автомобильных двигателей сравнительно хорошая уравновешенность, в процессе их работы всё равно возникают вибрации, которые не должны передаваться на полураму или раму, а через них на корпус машины. Вследствие этого подвеска (крепление) двигателя должна выполнять следующие функции:
1) – уменьшение передаваемых машине вибраций;
2) – предотвращение появления в блок-картере напряжений в случае возникновения перекосов в полураме или раме в процессе движения машины по неровному пути.
Двигатели крепятся к полурамам или рамам в трёх, четырёх либо пяти точках. Широкое распространение получила трёхточечная подвеска, ввиду того, что она снижает монтажные напряжения, а также напряжения, которые возникают при деформации лонжеронов рамы [рис. 1].
Рис. 1. Схемы подвески и упругих элементов опор автомобильных и тракторных двигателей.
А) – Трёхточечная подвеска двигателя;
Б) – Четырёхточечная подвеска двигателя;
В) – Упругий элемент для поглощения вертикальных колебаний;
Г) – Упругий элемент с повышенной жёсткостью в горизонтальной плоскости;
a-a – Естественная ось качения;
ЦТ – Центр тяжести;
Д) – Передняя подвеска дизельного двигателя Д-240;
1) – Амортизатор;
2) – Регулировочные прокладки;
3) – Контргайка;
4) – Регулировочный болт;
5) – Болт крепления;
6) – Кронштейн крышки распределения;
7) – Передняя опора.
Трёхточечное крепление двигателей применено на автомобиле ЗИЛ-130 и тракторах ДТ-175С, К-700 и К-701; четырёхточечное использовано на автомобиле ГАЗ-53А и тракторах ДТ-75МВ, Т-150К и ДТ-75В; пятиточечное выполнено на автомобиле КамАЗ-5320, при этом пятая точка крепления служит поддерживающей опорой, снабжённой амортизатором с малой жёсткостью, и предназначается для гашения возникающих в процессе движения по плохой дороге колебаний, а в спокойном состоянии она не нагружена.
Как правило, упругие элементы подвески изготавливаются в виде резиновых амортизаторов, которые привулканизированы к каркасу [рис. 1, В), Г)]. С целью максимального поглощения энергии от колебаний двигателя они выполняются из специальной резины, которая имеет большие потери на гистерезис. Расположенные под опорами резиновые амортизаторы снижают возникающие в процессе движения машины ударные нагрузки на двигатель, а также уменьшают воспринимаемую от двигателя полурамой или рамой вибрацию. Помимо этого опоры удерживают двигатель от продольного смещения при резком торможении либо разгоне машины, при выключенном сцеплении. С этой же целью на автомобиле ЗИЛ-130 двигатель соединён с передней поперечиной рамы посредством реактивной тяги.
Принцип крепления двигателя на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82:
1) – задняя часть блок-картера жёстко связана с корпусными деталями трактора через лист;
2) – передняя подвеска выполнена в виде упорного резинометаллического амортизатора, который установлен между передней шарнирной опорой (закреплена на переднем брусе полурамы) и крышкой распределительных шестерён [рис. 1, Д)].