Тракторы Т-40 и Т-40А оборудованы гидравлической системой раздельно-агрегатного типа, которая служит для управления с агрегатируемыми орудиями и машинами.
Для соединения узлов гидросистемы применены маслопроводы из резиновых и металлических шлангов.
Раздельно-агрегатная компоновка даёт возможность широкого применения стандартных агрегатов и узлов, аналогичных для разных марок тракторов.
В передней части ДВС (с левой стороны) смонтирован шестерёнчатый масляный насос (2) [рис. 1], получающий привод от шестерён распределения через размещённый в отдельном корпусе (1) приводной механизм. На насосе установлен клапан (3) деления потока, который соединён с гидравлическим усилителем (5) рулевого механизма и распределителем (8) посредством маслопроводов.
Рис. 1. Гидравлическая система тракторов Т-40 и Т-40А.
1) – Корпус привода;
2) – Масляный насос;
3) – Клапан деления потока;
4) – Подводящий маслопровод гидроусилителя;
5) – Гидравлический усилитель рулевого механизма;
6) – Масляный бак;
7) – Запорные клапаны;
8) – Распределитель;
9) – Тройник;
10) – Гидравлический цилиндр навесной системы;
11) – Штуцеры для подключения выносных цилиндров.
Масляный бак (6) прикреплён к колонке рулевого механизма.
В кабине трактора (на передней стенке) размещён трёхзолотниковый распределитель (8).
Распределитель соединён маслопроводами с силовым цилиндром (10) заднего механизма навески запорными клапанами (7), которые размешены слева и справа, и штуцерами (11). Запорные клапаны (7) и штуцеры (11) предназначены для присоединения выносных цилиндров либо прочих гидравлических механизмов, установленных на орудиях и машинах.
Схема раздельно-агрегатной гидросистемы трактора Т-40 (Т-40А) представлена на [рис. 2]. Насос (2) подаёт масло (рабочую жидкость) из бака (1) в клапан (3) деления потока. От корпуса клапана отходит пара магистралей:
1) – к гидравлическому усилителю (7) рулевого механизма;
2) – к распределителю (8).
Рис. 2. Схема гидравлической системы трактора Т-40 (Т-40А).
1) – Масляный бак;
2) – Масляный насос;
3) – Клапан деления потока;
4) – Золотник;
5) – Пружина золотника;
6) – Фильтр гидравлической системы;
7) – Гидравлический усилитель рулевого механизма;
8) – Распределитель;
9) – Цилиндр навесной системы;
10) – Трубопроводы для подключения выносных цилиндров сзади трактора;
11) – Выносные гидравлические цилиндры.
Золотники распределителя и гидроусилителя большую часть времени находятся в нейтральном положении, оставляя для масла свободный проход, а оно потом возвращается по сливным магистралям (показано стрелками) к вмонтированному в масляный бак фильтру (6).
В данном случае давление масла невелико и определяется сопротивлениями маслопроводов, фильтра и проходных сечений золотниковых устройств.
Перекачка масла отнимает незначительную долю мощности и, несмотря на то что масло циркулирует непрерывно, оно при этом не сильно нагревается.
За счёт передвижения золотника направляют масло в исполнительный механизм (цилиндр (9)). Масло давит на поршень, перемещая его, и тем самым поднимая орудие. Давление, которое при этом создаётся насосом, увеличивается и определяется требуемым для преодоления веса орудия усилием. Также повышается потребляемая приводом насоса и гидросистемы мощность.
Для предохранения системы от поломок используется клапан, который открывается при давлениях, превышающих допустимые. Он перепускает масло в сливную магистраль из напорной.
В процессе прохода масла через предохранительный клапан происходит трансформация всей затраченной на повышение давления мощности в тепло, вследствие чего масло быстро нагревается. Запрещено работать на данном режиме продолжительное время.