Установленный на фланце нагнетательного отверстия насоса клапан разделяет масло, подаваемое в гидравлическую систему, на два потока. Постоянное количество масла (8-11 л/мин) направляется в гидроусилитель рулевого механизма. Остальное масло через распределитель поступает к другим агрегатам гидросистемы. Благодаря этому, вне зависимости от оборотов двигателя через гидроусилитель проходит постоянное количество масла.
Конструкция клапана деления потока представлена на [рис. 1].
Рис. 1. Клапан деления потока трактора Т-40 и Т-40А.
1) – Резьбовая пробка;
2) – Уплотнительное кольцо;
3) – Стержень;
4) – Пружина золотника;
5) – Золотник;
6) – Корпус;
7) – Упорное кольцо.
Золотник (5), нагруженный пружиной (4), расположен в чугунном корпусе клапана (6). Калиброванное отверстие, имеющееся в днище золотника, рассчитано на пропуск 8-11 л/мин масла. В случае подачи насосом большего количества масла оно не успевает пройти через указанное отверстие, что вызовет повышение давления. Сжав пружину, золотник отойдёт и приоткроет отверстие, которое ведёт к распределителю.
Чем больше подача масла, тем больше откроется отверстие. При этом расход через отверстие золотника остаётся почти постоянным.