Усилитель рулевого управления либо гидрообъёмное рулевое управление (ГОРУ) служит для маневрирования трактором МТЗ-100 (МТЗ-102), а также для уменьшения усилия на рулевом колесе.
ГОРУ включает в себя насос-дозатор с блоком клапанов, рулевой механизм, насос с приводом от двигателя Д-245, гидроаккумулятор и трубопроводы. Масляный бак ГОРУ объединён с ёмкостью гидроагрегатов раздельно-агрегатной системы [рис. 1].
Рис. 1. ГОРУ трактора МТЗ-100 и МТЗ-102. Гидравлическая схема.
1) – Рулевой механизм;
2) – Клапан блокировки дифференциала;
3) – Цилиндр муфты блокировки дифференциала;
4) – Распределитель блокировки дифференциала;
5) – Клапан предохранительной блокировки дифференциала;
6) – Золотниковый распределитель блокировки дифференциала;
7) – Дроссель;
8) – Редукционный клапан распределителя блокировки дифференциала;
9) – Гидроаккумулятор;
10) – Бак гидросистемы;
11) – Шестерённый насос НШ-10Л3;
12) – Предохранительный клапан;
13) – Обратный клапан;
14) – Насос-мотор;
15) – Обратный клапан;
16) – Насос-дозатор;
17) – Противовакуумный клапан;
18) – Противовакуумный клапан;
19) – Противоударный клапан;
20) – Противоударный клапан;
21) – Блок клапанов.
Устройство ГОРУ. Рулевой механизм смонтирован на переднем брусе трактора, гидроаккумулятор размещён на корпусе масляного бака гидравлической навесной системы, а насос-дозатор НД-80К вместе с блоком клапанов установлен на двигателе Д-245. Насос-дозатор соединён посредством маслопроводов с силовыми цилиндрами рулевого управления, а также с гидроаккумулятором и насосом НШ-10Л3.
Работа ГОРУ. От насоса масло поступает к насосу-дозатору и идёт от него через гидроаккумулятор в бак гидравлической системы трактора. Пояски золотника (1) [рис. 2] насоса-дозатора запирают полости цилиндров рулевого механизма в случае отсутствия поворота рулевого колеса.
Рис. 2. Насос-дозатор НД-80К ГОРУ трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Золотник;
2) – Корпус;
3) – Обратный клапан;
4) – Шаровой поршень;
5) – Блок;
6) – Кулачковая шайба;
7) – Рулевой вал;
8) – Пружина;
9) – Пружина;
10) – Крышка;
11) – Предохранительный клапан;
12) – Пара противоударных клапанов;
13) – Обратный клапан.
При повороте рулевого колеса происходит смещение золотника насоса-дозатора, что обеспечивает подачу масла в силовой цилиндр рулевого механизма в пропорциональном углу поворота руля объёме.
При неработающем двигателе и вращении руля дозатор функционирует в качестве насоса и перекачивает масло в соответствующую полость силового цилиндра, тем самым обеспечивая поворот направляющих колёс.