Гидроаккумулятор ГОРУ служит для поддержания давления в системе управления при неработающем двигателе Д-245 трактора МТЗ-100 (МТЗ-102). Гидроаккумулятор включает в себя гильзу (1) [рис. 1], поршень (2), в котором размещены клапаны (3) и (4).
Рис. 1. Гидроаккумулятор ГОРУ трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Гильза;
2) – Поршень;
3) – Отсечной клапан;
4) – Предохранительный клапан;
5) – Крышка;
6) – Пружина поршня;
7) – Пружина клапана;
8) – Пружина клапана;
9) – Седло;
10) – Толкатель.
От насоса-дозатора рабочая жидкость подаётся в гидроаккумулятор через отверстие (А) в крышке (5) гидроаккумулятора и начинает двигать поршень (2), сжимая пружину (6). Шарик клапана (3) поджимается пружиной (7) к клапану (4), который прижат к седлу (9) пружиной (8). Поршень (2) перемещается до тех пор, пока шарик не упрётся в толкатель (10). При продолжении движения поршня шарик отойдёт от клапана (4) и поток масла через отверстие (Б) корпуса гидроаккумулятора начнёт сливаться в масляный бак. Клапан (4) открывается, преодолевая усилие пружины (8), при неисправности гидроаккумулятора (к примеру, при зависании поршня (2) в гильзе (1), не достигнув упора шарика (3) в толкатель (10)). Давление срабатывания клапана – 8-10 кгс/см2 (0,78-0,98 МПА). Следовательно, вся система предохраняется от чрезмерно больших нагрузок.
После того как подача рабочей жидкости от насоса-дозатора прекратится (при неработающем двигателе), пружина (6) переместит поршень (2), шарик (3) отойдёт от толкателя (10) и подожмётся к клапану (4) пружиной (7), тем самым перекрыв масляный поток со сливной магистрали насоса-дозатора НД-80К в бак. При этом в сливной магистрали давление достигнет значения 1,5-3 кгс/см2 (0,147-0,294 МПа), что обеспечит надёжное управление поворотом трактора МТЗ-100 (МТЗ-102) при неработающем двигателе. Гидроаккумулятор смонтирован на корпусе гидроагрегатов.