Компрессор пневматической системы трактора МТЗ-100 и МТЗ-102


* * *

Одноцилиндровый, одноступенчатый, поршневой с воздушным охлаждением компрессор пневматической системы трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 предназначается для сжатия и подачи воздуха. В работе привод компрессора реализован от шестерни привода топливного насоса. Через подвижную промежуточную шестерню (8) [рис. 1], которая, передвигаясь вдоль оси (7), при повороте рычага (12) выходит из зацепления с шестернёй привода топливного насоса и отключает компрессор, оставаясь при этом в зацеплении с шестернёй (6).

Компрессор пневматической системы трактора МТЗ-100 и МТЗ-102

Рис. 1. Компрессор пневматической системы трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.

1) – Цилиндр;

2) – Поршень;

3) – Поршневой палец;

4) – Шатун;

5) – Подшипник;

6) – Коленчатый вал-шестерня;

7) – Ось промежуточной шестерни;

8) – Промежуточная шестерня;

9) – Втулка промежуточной шестерни;

10) – Шатунный подшипник;

11) – Фиксатор;

12) – Рычаг включения компрессора;

13) – Картер компрессора;

14) – Всасывающий клапан;

15) – Нагнетательный клапан.

Если давление в ресивере снижается до величины 0,66-0,62 МПа (6,6-6,2 кгс/см2), то регулятор давления подключает компрессор и сжатый воздух поступает в ресивер. Смазывание трущихся поверхностей компрессора осуществляется путём разбрызгивания масла, которое поступает от шестерён привода механизма газораспределения дизеля. К втулке (9) промежуточной шестерни (8) поступление масла производится через каналы в картере компрессора и по канавке в оси (7). Смазывание шатунного подшипника (10) производится под давлением из масляной магистрали дизеля по внешнему резинотканевому маслопроводу, каналу В и сверлению в коленчатом валу.

Рычаг включения компрессора может находиться в двух фиксируемых (при помощи фиксатора (11)) положениях: горизонтальном правом – компрессор включён, и горизонтальном левом — компрессор выключен.

Регулировка давления включения компрессора на холостой ход производится при помощи крышки (10) [рис. 2], а давление включения компрессора на подачу сжатого воздуха в ресивер реализуется пружинами (11) и (12) и зазором между торцом разгрузочного клапана (3) и болтом (19).

Регулятор давления пневматической системы трактора МТЗ-100 и МТЗ-102

Рис. 2. Регулятор давления пневматической системы трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.

1) – Насадка;

2) – Крышка;

3) – Разгрузочный клапан;

4) – Втулка;

5) – Пружина;

6) – Пружина;

7) – Направляющая клапана;

8) – Атмосферный клапан;

9) – Поршень;

10) – Крышка;

11) – Пружина;

12) – Пружина;

13) – Диафрагма;

14) – Корпус;

15) – Штуцер;

16) – Пружина;

17) – Обратный клапан;

18) – Поршень;

19) – Болт;

20) – Винт;

21) – Гайка;

22) – Пружина;

23) – Шарик;

24) – Седло;

25) – Прокладка;

26) – Фильтр;

27) – Пружина;

28) – Клапан отбора воздуха;

29) – Стержень;

30) – Гайка-барашек;

31) – Крышка;

32) – Винт;

33) – Прокладка.

Регулировка давления срабатывания предохранительного клапана производится при помощи винта (20), предварительно отвернув контргайку (21). Регулятор давления масла оснащён клапаном (28) для отбора воздуха при накачивании шин. Его штуцер закрыт гайкой-барашком (30).

Через каждые 2000 мото/часов работы тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102 необходимо снять головку компрессора и удалить коксоотложения с поверхностей поршня, клапанов и воздушных каналов. Если отложения затвердевшие и плохо удаляются, то детали следует погрузить в керосин либо растворитель и очищать их при помощи щётки либо мягкой ветоши.

Герметичность клапанов достигается притиркой их к сёдлам и проверяется под давлением 0,49-0,69 МПа (5-7 кгс/см2). Повреждённые и изношенные клапаны подлежат замене. Клапаны с двусторонней шлифованной поверхностью можно перевернуть. Новые клапаны (при необходимости) следует притереть, после чего клапаны и сёдла надлежит тщательно промыть в керосине либо в дизельном топливе.

При креплении головки цилиндра необходимо затянуть диагонально расположенные гайки равномерно в два приёма.

10*

Яндекс.Метрика