Одноцилиндровый, одноступенчатый, поршневой с воздушным охлаждением компрессор пневматической системы трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 предназначается для сжатия и подачи воздуха. В работе привод компрессора реализован от шестерни привода топливного насоса. Через подвижную промежуточную шестерню (8) [рис. 1], которая, передвигаясь вдоль оси (7), при повороте рычага (12) выходит из зацепления с шестернёй привода топливного насоса и отключает компрессор, оставаясь при этом в зацеплении с шестернёй (6).
Рис. 1. Компрессор пневматической системы трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Цилиндр;
2) – Поршень;
3) – Поршневой палец;
4) – Шатун;
5) – Подшипник;
6) – Коленчатый вал-шестерня;
7) – Ось промежуточной шестерни;
8) – Промежуточная шестерня;
9) – Втулка промежуточной шестерни;
10) – Шатунный подшипник;
11) – Фиксатор;
12) – Рычаг включения компрессора;
13) – Картер компрессора;
14) – Всасывающий клапан;
15) – Нагнетательный клапан.
Если давление в ресивере снижается до величины 0,66-0,62 МПа (6,6-6,2 кгс/см2), то регулятор давления подключает компрессор и сжатый воздух поступает в ресивер. Смазывание трущихся поверхностей компрессора осуществляется путём разбрызгивания масла, которое поступает от шестерён привода механизма газораспределения дизеля. К втулке (9) промежуточной шестерни (8) поступление масла производится через каналы в картере компрессора и по канавке в оси (7). Смазывание шатунного подшипника (10) производится под давлением из масляной магистрали дизеля по внешнему резинотканевому маслопроводу, каналу В и сверлению в коленчатом валу.
Рычаг включения компрессора может находиться в двух фиксируемых (при помощи фиксатора (11)) положениях: горизонтальном правом – компрессор включён, и горизонтальном левом — компрессор выключен.
Регулировка давления включения компрессора на холостой ход производится при помощи крышки (10) [рис. 2], а давление включения компрессора на подачу сжатого воздуха в ресивер реализуется пружинами (11) и (12) и зазором между торцом разгрузочного клапана (3) и болтом (19).
Рис. 2. Регулятор давления пневматической системы трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Насадка;
2) – Крышка;
3) – Разгрузочный клапан;
4) – Втулка;
5) – Пружина;
6) – Пружина;
7) – Направляющая клапана;
8) – Атмосферный клапан;
9) – Поршень;
10) – Крышка;
11) – Пружина;
12) – Пружина;
13) – Диафрагма;
14) – Корпус;
15) – Штуцер;
16) – Пружина;
17) – Обратный клапан;
18) – Поршень;
19) – Болт;
20) – Винт;
21) – Гайка;
22) – Пружина;
23) – Шарик;
24) – Седло;
25) – Прокладка;
26) – Фильтр;
27) – Пружина;
28) – Клапан отбора воздуха;
29) – Стержень;
30) – Гайка-барашек;
31) – Крышка;
32) – Винт;
33) – Прокладка.
Регулировка давления срабатывания предохранительного клапана производится при помощи винта (20), предварительно отвернув контргайку (21). Регулятор давления масла оснащён клапаном (28) для отбора воздуха при накачивании шин. Его штуцер закрыт гайкой-барашком (30).
Через каждые 2000 мото/часов работы тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102 необходимо снять головку компрессора и удалить коксоотложения с поверхностей поршня, клапанов и воздушных каналов. Если отложения затвердевшие и плохо удаляются, то детали следует погрузить в керосин либо растворитель и очищать их при помощи щётки либо мягкой ветоши.
Герметичность клапанов достигается притиркой их к сёдлам и проверяется под давлением 0,49-0,69 МПа (5-7 кгс/см2). Повреждённые и изношенные клапаны подлежат замене. Клапаны с двусторонней шлифованной поверхностью можно перевернуть. Новые клапаны (при необходимости) следует притереть, после чего клапаны и сёдла надлежит тщательно промыть в керосине либо в дизельном топливе.
При креплении головки цилиндра необходимо затянуть диагонально расположенные гайки равномерно в два приёма.