Универсальная пневматическая система позволяет использовать тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102 с прицепами, оборудованными пневматическим либо гидравлическим приводом к механизму торможения, а также в агрегате с другими сельскохозяйственными машинами, оснащёнными тормозами с гидравлическим или пневматическим приводом.
Помимо этого, пневматическая система применяется для накачки шин, питания охладителя воздуха в кабине трактора и для прочих целей, требующих энергии сжатого воздуха.
Конструкция универсальной пневматической системы включает в себя компрессор (2) [рис. 1], регулятор давления (4), ресивер (7), тормозной кран (1), пневмопереходник (8), разобщительный кран (10), соединительную головку (9), трубопроводы.
Рис. 1. Схема пневматической системы трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Тормозной кран;
2) – Компрессор;
3) – Клапан отбора воздуха;
4) – Регулятор давления;
5) – Манометр;
6) – Клапан для удаления конденсата;
7) – Ресивер;
8) – Пневмопереходник;
9) – Соединительная головка;
10) – Разобщительный кран.
Забор воздуха в систему производится из впускного коллектора дизеля, затем он очищается. В компрессоре происходит сжатие воздуха до давления, ограничиваемого регулятором давления, далее он подаётся в ресивер. Из ресивера по одному трубопроводу сжатый воздух попадает в бесштоковую полость пневмопереходника, а по другому трубопроводу поступает к тормозному крану. После этого воздух по трубопроводу поступает в соединительную головку и пневматическую систему прицепа. Одновременно происходит поступление воздуха в штоковую полость переходника (8). Две полости (штоковая и бесштоковая) разделяются диафрагмой.
Применяемый для накачивания шин и прочих целей клапан отбора воздуха (3) расположен в регуляторе (4). Манометр (5), предназначенный для контроля давления воздуха, размещён на щитке приборов, а для удаления конденсата из ресивера предусмотрен клапан (6).
Проверка герметичности пневматической системы производится при давлении 0,59-6,2 МПа (5,9-6,2 кгс/см2), выключенных потребителях сжатого воздуха и неработающем компрессоре. Падение давления воздуха не должно быть выше 0,049 МПа (0,5 кгс/см2) в течение получаса.
Недостаточно герметичные соединения (сильные утечки) определяются на слух либо путём последовательного покрытия мест соединений системы мыльной эмульсией. В зависимости от характера и причин, вызвавших утечки, устранение их выполняется путём подтяжки соединений либо заменой повреждённых элементов. Компрессор следует отключать для снижения расхода топлива и повышения срока службы пневмосистемы. Наряду с этим, в целях поддержания пневматической системы в работоспособном состоянии компрессор следует включать на короткое время и проверять функционирование всех элементов через каждые 60 мото/часов.