Тормозной кран служит для управления тормозами прицепа. У тормозного крана, рабочих тормозов, а также стояночного тормоза приводы сблокированы.
Кран смонтирован с правой стороны трактора МТЗ-100 (МТЗ-102) на кронштейне около правого тормоза. Привод тормозного крана в работу осуществляется посредством рычага (1) [рис. 1] правой педали тормоза либо рычага (2) стояночно-запасного тормоза (через палец (3) и тягу (4)).
Рис. 1. Тормозной кран пневматической системы трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Рычаг рабочего тормоза;
2) – Рычаг стояночно-запасного тормоза;
3) – Палец;
4) – Тяга;
5) – Рычаг;
6) – Тормозной кран.
Тормозной кран включает в себя корпус (5) [рис. 2], вставку (10), в которой выполнен канал (А) [рис. 3] противодавления, крышку (11), снабжённую каналом (Б) нагнетания, который соединён через подпружиненный впускной клапан (13) с каналом (В) управления.
Рис. 2. Тормозной кран.
а) – Продольный разрез;
б) – Разрез по регулировочному винту;
1) – Шток;
2) – Диафрагма;
3) – Уравновешивающая пружина;
4) – Диафрагма;
5) – Корпус;
6) – Шток;
7) – Возвратная пружина;
8) – Чехол;
9) – Гайка;
10) – Вставка;
11) – Крышка;
12) – Выпускной клапан;
13) – Впускной клапан;
14) – Рычаг;
15) – Регулируемый упор;
16) – Регулируемый упор;
17) – Регулировочный винт;
18) – Конусная пружина;
А) – Канал противодавления;
Б) – Канал нагнетания;
В) – Канал управления;
Г) – Полость;
Д) – Полость;
Е) – Полость;
Ж) – Атмосферное отверстие.
Рис. 3. Пневматический переходник тормозной системы трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Заглушка;
2) – Седло;
3) – Пружина;
4) – Корпус;
5) – Бобышка;
6) – Стяжной хомут;
7) – Крышка;
8) – Диафрагма;
9) – Диск;
10) – Шток;
А) – Полость;
Б) – Полость.
Канал (А) [рис. 2] соединяет полость (Д) с полостью (Е).
Между крышкой (11) и вставкой (10) крепится диафрагма (2), в центре которой проходит полый шток (1). Между корпусом (5) и вставкой (10) крепится диафрагма (4), к которой посредством гайки (9) прикреплён шток (6). Уравновешивающая пружина (3) установлена между диафрагмами (4) и (2). В корпусе (5) расположена возвратная пружина (7) и рычаг (14). Опорой рычагу (14) служат регулируемые упоры (15) и (16).
Резиновый чехол (8) защищает внутреннюю полость корпуса тормозного крана, а полость (Г) вставки (10) через отверстие (Ж) соединена с атмосферой.
Принцип работы тормозного крана пневматической системы трактора МТЗ-100 (МТЗ-102). В расторможенном состоянии впускной клапан (13) находится в открытом состоянии, а выпускной (12) в закрытом, и из ресивера сжатый воздух поступает через канал (Б) нагнетания в канал (В) управления и соединительную магистраль прицепа. По каналу (А) сжатый воздух поступает в полость (Е) противодавления и сжимает пружину (3).
В случае торможения агрегата рычаг (14) посредством тяги (4) тормозной педали поворачивается и отводится от упора (16), преодолевая усилие пружины (7). Шток (6) с диафрагмой (4) движется вверх, снижая усилие воздействия на диафрагму (2) пружины (3). Диафрагма (2) под воздействием давления сжатого воздуха в полости (9) передвигается вверх.
Клапаны (12) и (13) от усилия пружины (18) движутся вверх: впускной клапан (13) закрывается, тогда как выпускной (12) – открывается. Из магистрали управления сжатый воздух через отверстие (Ж) выходит в атмосферу. Вследствие снижения давления в соединительной магистрали осуществляется поступление воздуха к тормозным камерам колёс прицепа. Происходит затормаживание прицепа. При разрыве сцепки и рассоединении соединительной магистрали, что аналогично снижению до нуля давления в соединительной магистрали, произойдёт автоматическое затормаживание прицепа.
В случае подтормаживания, то есть неполного хода педали и рычага, рычаг (14) в меньшей степени действует на тормоза, пружины (3) и (7) и даёт возможность диафрагме (2) и клапанам переместиться частично. Клапан (12) выпускает из соединительной магистрали сжатый воздух в атмосферу через отверстие (Ж) до того момента, пока сила давления сжатого воздуха на диафрагму (2) в полости (Д) не уравновесится за счёт сопротивления пружины (3).
Равенство сил влечёт за собой закрывание выпускного клапана под воздействием пружины (14). Давление воздуха в соединительной магистрали выравнивается. Следовательно, каждое положение педали привода тормозов соответствует определённому давлению в соединительной магистрали, а также в тормозных камерах колёс прицепа, то есть тормозной кран имеет следящее действие.
При снятии усилия с рычага (14) возвратная пружина (7) перемещает его, а вместе с ним и шток (6), пружину (3), диафрагмы (2) и (4) в сторону выпускного и впускного клапанов. Седло (1) встречается с клапаном (12), перекрывает сообщение с атмосферой канала (В), а клапан (13) отходит от своего седла и пропускает в соединительную магистраль из ресивера трактора сжатый воздух. Вместе с этим воздух по каналу (4) подаётся в полость (Е) и действует на диафрагму (4), сжимая пружину (3). Воздух из соединительной магистрали поступает в воздухораспределитель прицепа, который срабатывает под воздействием давления. Воздух из ресивера трактора начинает подаваться в ресивер прицепа, то есть идёт его подзарядка, а из тормозных камер прицепа воздух выходит в атмосферу. Происходит растормаживание прицепа. Через канал (А) рабочая полость (Д) сообщается с полостью (Е). Вследствие этого в данных полостях создаётся равное давление, за счёт чего снижается усилие в приводе крана, а также на педалях.
Тормозной кран пневматической системы трактора МТЗ-100 (МТЗ-102) снабжён встроенным пружинным компенсатором хода, который позволяет обеспечить необходимый ход тормозных педалей трактора.
Давление воздуха в магистрали управления (на выходе из соединительной головки) контролируется после 1000 мото/ч (и затем с аналогичной периодичностью). Полученные при замерах давления результаты следует сопоставить с требуемыми значениями. При наличии отклонений необходимо выполнить регулировку тормозного крана, которая проводится после проверки пневматической системы на герметичность, регулировки привода управления основными тормозами, стояночно-запасным тормозом, а также регулятора давления.
Порядок регулировки тормозного крана:
1) – к головке (9) [рис. 4] необходимо подсоединить манометр (указатель давления) с ценой деления 0,098 МПа (0,1 кгс/см2) и шкалой 0,98 МПа (10 кгс/см2);
2) – включить компрессор (2) и довести давление воздуха в ресивере (7) до 7,1-7,2 кгс/см2 (0,71-0,72 МПа);
3) – проверить давление по подключенному к соединительной головке манометру, при исходном положении органов управления тормозами. Если давление ниже 7,1-7,2 кгс/см2 (0,71-0,72 МПа) то необходимо отъединить тягу (4) [рис. 1] от рычага (5) крана и снять чехол (8) [рис. 2];
4) – посредством регулировочной пробки (17) нужно изменить усилие пружины (7), то есть прижатие рычага (14) к упорам (15) и (16);
5) – путём изменения положения упоров (15) и (16) необходимо довести давление на выходе из головки (9) [рис. 4] до 7,2-7,3 кгс/см2 (0,71-0,72 МПа);
6) – на кран нужно надеть чехол (8) [рис. 2] и подсоединить тягу (4) к рычагу (5), отрегулировав её длину таким образом, чтобы при неотжатом от упоров (15) и (16) рычаге (14) палец (13) касался верхних кромок рычагов (1) и (2) [рис. 1];
7) – посредством полного нажатия на педали основных тормозов либо затягивания рычага стояночно-запасного тормоза поочерёдно нужно проверить давление на выходе из соединительной головки, которое должно упасть до нуля.
Рис. 4. Схема пневматической системы трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Тормозной кран;
2) – Компрессор;
3) – Клапан отбора воздуха;
4) – Регулятор давления;
5) – Манометр;
6) – Клапан для удаления конденсата;
7) – Ресивер;
8) – Пневмопереходник;
9) – Соединительная головка;
10) – Разобщительный кран.
Опережающее включение тормозов прицепа/прицепов происходит за счёт выбранной кинематики привода тормозного крана. Чтобы увеличить опережающее действие тормозов прицепов допускается увеличение хода тормозных педалей до 110 мм.