Паровоздушный клапан системы охлаждения двигателя Д-160 трактора Т-130М расположен в крышке (30) [рис. 1] заливной горловины и включает в себя наружный паровой клапан (31) и внутренний воздушный клапан (32). При надевании крышки паровой клапан прижимается пружиной к седлу горловины. Открывается паровой клапан в случае избыточного давления пара в коллекторе (59 кПа), тем самым предохраняя от разрыва водяную систему. За счёт избыточного давления в радиаторе температура начала кипения воды повышается до 108-110 град. Цельсия (381-383 К), что позволяет уменьшить расход воды.
Рис. 1. Схема охлаждения двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Шестерня привода водяного насоса;
2) – Водяной насос;
3) – Шкив коленчатого вала;
4) – Сливной кран;
5) – Пробка сливного крана;
6) – Нижний коллектор водяного радиатора;
7) – Вентилятор;
8) – Щиток;
9) – Сердцевина водяного радиатора;
10) – Шторка;
11) – Масляные радиаторы;
12) – Кронштейн вентилятора;
13) – Ролик натяжения ремней;
14) – Кронштейн ролика;
15) – Кронштейн регулировочного винта;
16) – Механизм натяжения ремней;
17) – Регулировочный винт;
18) – Ось кронштейна;
19) – Крестовина вентилятора;
20) – Крышка шкива вентилятора;
21) – Упорная шайба;
22) – Передний шарикоподшипник оси вентилятора;
23) – Ось вентилятора;
24) – Проставка;
25) – Шкив вентилятора;
26) – Втулка;
27) – Ремень;
28) – Сальник;
29) – Перепускная трубка;
30) – Крышка заливной горловины водяного радиатора с паровоздушным клапаном;
31) – Паровой клапан;
32) – Воздушный клапан;
33) – Направляющая тросика управления шторкой;
34) – Верхний коллектор водяного радиатора;
35) – Соединительный рукав;
36) – Крышка водоотводной трубы;
37) – Термостаты;
38) – Головка цилиндров;
39) – Полость водяной рубашки охлаждения головки цилиндров;
40) – Полость водяной рубашки охлаждения цилиндров двигателя;
41) – Водоотводная труба;
42) – Дефлекторы;
43) – Патрубок подвода воды в рубашку блока цилиндров;
44) – Патрубок подвода воды к блоку цилиндров пускового двигателя;
45) – Термометр;
46) –Датчик температуры воды;
47) – Патрубок отвода воды из полостей головок цилиндров пускового двигателя;
48) – Блок дизеля;
49) – Крышки водораспределительного канала;
50) – Сливной кран водяной рубашки блока цилиндров.
Воздушный клапан установлен в тарелке парового клапана. Когда двигатель Д-160 остывает, в системе охлаждения создаётся разряжение (порядка 0,98-11,8 кПа) из-за конденсации паров и уменьшения объёма воды, при этом происходит открытие воздушного клапана, который впускает атмосферный воздух. Приваренная к заливной горловине паровоздушная трубка служит для сообщения паровоздушного клапана с атмосферой.