Водяной насос центробежного типа создаёт принудительную циркуляцию ОЖ (охлаждающей жидкости) в системе охлаждения двигателя Д-160 трактора Т-130М. Водяной насос прикреплён к передней стенке кожуха шестерён распределения (слева, сверху) посредством болтов.
Водяной насос включает в себя корпус (12) [рис. 1], пятилопастную крыльчатку (10), закреплённую на валу посредством гайки (9), самоподжимное торцевое уплотнение (13), валик (1), а также шестерню привода (17). Корпус снабжён тремя патрубками:
— по первому патрубку (8) вода подводится от радиатора к насосу;
— по второму (перепускная трубка) вода поступает из водоотводной трубы ГБЦ (головки блока цилиндров);
— по третьему осуществляется подвод воды к водяным рубашкам как основного (Д-160), так и пускового (П-23У) двигателей.
Вал водяного насоса вращается в паре шарикоподшипников (18). К подшипникам масло поступает из смазочной системы основного двигателя через расположенное в корпусе насоса отверстие. Самоподжимной резинокаркасный сальник (14), установленный в корпусе, предотвращает перетекание масла по валику.
Рис. 1. Водяной насос системы охлаждения двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Валик;
2) – Маслоотражательная шайба;
3) – Распорная пружина;
4) – Тарелка пружины;
5) – Тарелка пружины;
6) – Металлографитовая уплотнительная шайба;
7) – Прокладка;
8) – Входной патрубок;
9) – Гайка крепления крыльчатки;
10) – Крыльчатка;
11) – Кольцо из нержавеющей стали;
12) – Корпус насоса;
13) – Резиновая манжета самоподжимного торцового уплотнения;
14) – Самоподжимной уплотнительный сальник;
15) – Стопорное кольцо;
16) – Дистанционная втулка;
17) – Приводная шестерня;
18) – Шарикоподшипник;
19) – Гайка крепления приводной шестерни;
А) – Контрольное отверстие.
В корпусе водяного насоса вода удерживается за счёт самоподжимного торцевого уплотнения валика, которое состоит из металлографитовой шайбы (6), кольца из нержавеющей стали, а также резиновой манжеты (13) и распорной пружины. Для обеспечения надёжного контактного уплотнения водяной полости корпуса пружина прижимает торцевые поверхности кольца и шайбы.
Шариковый подшипник (18), стопорное кольцо (15) и буртик в корпусе (12) удерживают вал от продольного перемещения.
Приводная шестерня (17) посажена на переднем конце вала (на шпонку). Данная шестерня вводится в зацепление с большой промежуточной шестернёй механизма привода агрегатов двигателя Д-160 трактора Т-130М.
Спуск воды из системы охлаждения осуществляется через сливные отверстия, расположенные в корпусе, а также входном патрубке водяного насоса.