Пусковой двигатель П-23У используется для быстрого и надёжного запуска дизельного двигателя Д-160 трактора Т-130М. Коленчатый вал дизельного двигателя необходимо проворачивать с определённой частотой (200-250 мин-1) и требуемой для заполнения цилиндров свежим воздухом, его последующего сжатия, а также распыливания топлива и воспламенения. Двигатель П-23У прикреплён к блоку двигателя Д-160 (с левой стороны) и включает в себя следующие составные части: сам пусковой двигатель [рис. 1], механизм силовой передачи, сцепление (10), редуктор с механизмом включения, пусковое приспособление (17), которое дублирует запуск.
Рис. 1. Пусковой двигатель П-23У трактора Т-130М.
1) – Блок-картер;
2) – Головка цилиндров;
3) – Карбюратор;
4) – Воздухоочиститель;
5) – Электростартер;
6) – Валик включения сцепления;
7) – Редуктор;
8) – Сапун;
9) – Шестерня механизма включения;
10) – Сцепление;
11) – Валик переключения передач в редукторе;
12) – Масломерная линейка;
13) – Спускная пробка;
14) – Пробка заливного отверстия смазки;
15) – Спускная пробка;
16) – Спускная пробка;
17) – Пусковое приспособление (дублирующий запуск);
18) – Впускной и выпускной коллекторы;
19) – Спускные пробки картера;
20) – Масломерная линейка;
21) – Маслозаливная горловина;
22) – Магнето;
23) – Регулировочный винт натяжения пружины регулятора;
24) – Регулятор;
25) – Наружный рычаг регулятора;
26) – Кожух шестерён распределения;
27) – Тяга регулятора;
28) – Сапун.
Двухцилиндровый, карбюраторный, четырёхтактный пусковой двигатель П-23У имеет частоту вращения порядка 2300-2500 мин-1. В процессе работы вращение передаётся от коленчатого вала посредством механизмов силовой передачи (сцепление, редуктор, механизм включения) коленчатому валу дизельного двигателя Д-160. Пусковой двигатель запускается вручную с помощью пускового приспособления (17) либо электростартера (5).
Рабочий процесс пускового двигателя П-23У трактора Т-130М.
Основные отличия рабочего процесса пускового двигателя П-23У от рабочего процесса основного двигателя Д-160:
1) – в цилиндр пускового двигателя в процессе такта «впуска» поступает горючая смесь (пары бензина и воздух), приготовленная в карбюраторе;
2) – воспламенение смеси во время такта «сжатия» происходит от искры свечи зажигания;
3) – такты «расширение» и «выпуск» аналогичны рассмотренным в статье «Устройство и рабочий цикл двигателя Д-160 трактора Т-130М«.
Фазы газораспределения пускового двигателя П-23У трактора Т-130М.
Открытие впускного клапана – 8 град. до в.м.т.
Закрытие впускного клапана – 34 град. после н.м.т.
Открытие выпускного клапана – 44 град. до н.м.т.
Закрытие выпускного клапана – 8 град. после в.м.т.
Перекрытие клапанов – 16 град.