Смазочная система двигателя Д-160 трактора Т-130М предназначена для снижения мощностных потерь на трение, отвода теплоты от трущихся поверхностей, а также удаления из масла частиц нагара и продуктов износа. Уплотнение цилиндра обеспечивается за счёт нахождения масла на поверхности гильзы, поршня и колец.
Устройство смазочной системы. У дизельного двигателя Д-160 смазочная система комбинированного типа. В её состав входят: масляный насос (22) [рис. 1] с приводом, маслоприёмники (17) и (22), полнопоточный центробежный масляный фильтр (25), маслораспределительная плита (28), масляный радиатор (14), манометр (1), маслозаливная горловина с сапуном, масломерная линейка (19), а также маслопроводы.
Рис. 1. Схема системы смазки двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Указатель давления масла (манометр);
2) – Трубка подвода масла от маслораспределительной плиты к масляному фильтру турбокомпрессора;
3) – Трубка подвода масла к валику коромысел и коромыслам;
4) – Трубка слива масла из турбокомпрессора;
5) – Трубка подвода масла к турбокомпрессору;
6) – Масляный фильтр турбокомпрессора;
7) – Редукционный клапан;
8) – Трубка подвода масла к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала;
9) – Шатун;
10) – Поршень;
11) – Пробка;
12) – Трубка подвода масла к втулкам промежуточной шестерни и уравновешивающего механизма;
13) – Трубки подвода масла к втулкам большой промежуточной шестерни, передней втулке распределительного вала, втулкам валика привода и вертикального валика регулятора топливного насоса;
14) – Масляный радиатор;
15) – Трубка отвода масла из масляного радиатора к центробежному масляному фильтру;
16) – Уравновешивающий механизм;
17) – Передний маслоприёмник передней откачивающей секции масляного насоса;
18) – Спускная пробка картера;
19) – Масломерная линейка;
20) – Маслопровод от центробежного масляного фильтра к масляному радиатору;
21) – Редукционный клапан масляного насоса;
22) – Центральный маслоприёмник масляного насоса;
23) – Спускная пробка с магнитом;
24) – Масляный насос;
25) – Центробежный масляный фильтр;
26) – Редукционный клапан;
27) – Задний маслоприёмник задней откачивающей секции масляного насоса;
28) – Маслораспределительная плита;
29) – Главный маслопровод.