Масляный фильтр [рис. 1] смазочной системы двигателя Д-160 трактора Т-130М – полнопоточный, центробежный и включает в себя корпус (8), ротор, а также клапаны. Фильтр крепится к маслораспределительной плите.
Рис. 1. Центробежный масляный фильтр смазочной системы двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Втулка;
2) – Сливной клапан;
3) – Пружина;
4) – Регулировочный винт;
5) – Стопорная шайба;
6) – Колпачковая гайка;
7) – Прокладка;
8) – Корпус фильтра;
9) – Уплотнительное кольцо;
10) – Крышка ротора;
11) – Остов ротора;
12) – Колпак;
13) – Ось;
14) – Гайка ротора;
15) – Упорная шайба;
16) – Гайка;
17) – Гайка;
18) – Прокладка;
19) – Козырёк;
20) – Шарик перепускного клапана;
21) – Пробка;
22) – Пружина;
23) – Седло перепускного клапана;
24) – Маслоподводящая трубка;
25) – Пружинное кольцо;
26) – Корпус клапана-термостата;
27) – Пружина;
28) – Тарелка;
29) – Шарик.
Ротор, в котором осуществляется очистка масла, смонтирован на оси, ввёрнутой в корпус фильтра. Колпак (12), закрывающий ротор, прижимается к корпусу посредством навёрнутой на верхний резьбовой конец оси гайкой (17). Между корпусом и колпаком расположена уплотнительная прокладка (7). В оси (в нижней и верхней частях) имеются центральное и радиальное отверстия. В ротор масло направляется по нижним сверлениям, а по верхним оно выходит из него уже очищенным.
В основе ротора лежит остов (11) с крышкой (10), которые стянуты гайкой (14). В нижнюю часть остова ввёрнута пара стальных сопел с отверстиями диаметром 2 мм.
В процессе работы двигателя Д-160 трактора Т-130М масло под давлением поступает из корпуса фильтра в кольцевой зазор между трубкой (24) и осью, а оттуда оно попадает внутрь ротора, а также к сопловым отверстиям. Масло вытекает из сопловых отверстий в виде пары сильных противоположно направленных струй, которые создают реактивный момент, вращающий ротор со скоростью порядка 5000-6000 мин-1.
Проходящее внутри ротора масло вращается вместе с ним. Смолистые отложения (спёкшееся масло, нагар и прочее) и твёрдые частицы, находящиеся в масле, под воздействием центробежной силы отбрасываются к периферии и оседают на внутренней поверхности крышки (10) ротора.
Очищенное масло через отверстия в стержне поступает в трубку, откуда по каналам в корпусе фильтра и маслораспределительной плите идёт к подшипникам. Горячее масло направляется в масляный радиатор для охлаждения, тогда как холодное масло открывает клапан-термостат (26) и, минуя масляный радиатор, подаётся для смазывания подшипников.
В масляном фильтре смазочной системы двигателя Д-160 трактора Т-130М расположены редукционный клапан (2), который регулирует рабочее давление в масляной магистрали, а также перепускной (20) клапан, открывающийся в случае засорения ротора и перепускающий из корпуса фильтра масло, не прошедшее очистку, непосредственно в главную масляную магистраль.
К корпусу масляного фильтра присоединена пара маслопроводов-трубок, по одному из них осуществляется отведение масла от фильтра в масляный радиатор (в летний период), а по-другому производится подвод охлаждённого масла от радиатора в корпус фильтра.
К маслораспределительной плите подсоединяется трубка манометра, который контролирует давление масла в главной масляной магистрали, а также трубка, отвечающая за подвод масла к подшипникам турбокомпрессора.